Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2009

Нам пишут

Профилактика аддиктивного поведения

Формирование здорового образа жизни – это сегодня одна из приоритетных задач образовательных учреждений. И значительная роль отводится педагогу-психологу, так как любая неразрешенная психологическая проблема может привести к аддиктивному (зависимому) поведению, в частности, к употреблению психоактивных веществ как способу разрешения жизненных трудностей

Основной целью профилактической деятельности педагога-психолога является создание благоприятных условий для раскрытия возможностей ребенка, развития личностного потенциала, укрепления его веры в собственные силы, самоуважения и уверенности в себе.

Для успешной профилактики аддиктивного поведения детей педагогу-психологу необходимо:

  • формировать навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к психоактивным веществам;

  • учитывать особенности возрастного развития конкретных групп детей;

  • основывать свою деятельность на знании индивидуальных особенностей детей;

  • учитывать вовлеченность детей в наркотизацию: общая воспитательная работа (формирование антинаркотических установок, обеспечивающих здоровый и безопасный образ жизни), работа с группой риска (психологическая помощь детям, испытывающим трудности социальной адаптации: развитие коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, создание условий для их успешной адаптации в детском коллективе);

  • соблюдать принцип «исключения запретной информации» (исключение даже упоминания сведений, способных спровоцировать интерес детей к наркотизации, – информации о специфических свойствах различных веществ, способах их приготовления и применения);

  • проводить опережающее обучение (профилактическая работа должна начинаться заблаговременно, предваряя реальный этап возможного приобщения к психоактивным веществам, и учитывать факторы, способствующие формированию аддиктивного поведения);

  • консультировать и сопровождать семьи учащихся;

  • оказывать психологическую поддержку педагогического процесса (позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций).

Формы проведения занятий с детьми по профилактике злоупотребления психоактивными веществами могут быть:

  • индивидуальные (в форме индивидуальных консультаций или коррекционных занятий с детьми из группы риска, имеющими противопоказания к участию в групповой работе);

  • групповые (занятия могут проводиться в обучающих группах).

Работа в обучающей группе направлена на развитие личностного потенциала детей. Кроме того, участникам группы предоставляется некоторая информация по конкретным проблемам, связанным с наркотизацией, и оказывается помощь в принятии эффективных решений и выработке адекватного стиля поведения.
Методы педагога-психолога в профилактике аддиктивного поведения детей могут быть разнообразными. Но наибольший эффект может иметь комбинированное использование элементов различных методов психологического воздействия. Способы превентивного обучения не исчерпываются традиционными, а дополняются активными методами обучения. К ним относятся: кооперативное обучение, «мозговой штурм», групповая дискуссия, ролевое моделирование, «аквариум», упражнения-энергизаторы, арттерапия, сказкотерапия, психогимнастика и т.д. Активным методам обучения сегодня отдается предпочтение, так как благодаря им происходит активное усвоение знаний.
Таким образом, роль педагога-психолога становится ведущей при проведении профилактики аддиктивного поведения детей в образовательном учреждении.

Ольга Гусельникова