Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2009

Особый ребенок

Осязаемый мир

Занятие по развитию осязания и мелкой моторики для детей с нарушением зрения

Незрячие и слабовидящие дети обладают хорошим осязанием. Задача учителя – помочь ребятам с помощью рук научиться познавать мир и развивать творческие способности.

Долгосрочные цели:

– научиться «видеть» руками;
– развивать сенсорную культуру;
– совершенствовать осязательную чувствительность и мелкую моторику;
– формировать предметные и пространственные представления;
– прививать бимануальное осязательное восприятие;
– раскрывать творческие способности.

Коррекционно-развивающие задачи:

– совершенствовать навыки ориентирования на плоскости;
– способствовать развитию тонкокоординированных движений;
– развивать тактильные и вибрационные ощущения;
– воспитывать сосредоточенность и внимание;
– способствовать развитию опосредованного осязания;
– формировать пространственный образ.

Оборудование и приспособления: тифломагнитофон, шестигранный карандаш, грецкие орехи, технологическая карта, читающая машина «Инфа-100».

Материалы и инструменты: 16 бумажных полос длиной 70 см, шириной 2–4 см двух цветов (8+8), ножницы, карандаш, линейка.

План занятия

I. Организационный  момент

Приветствие. Сообщение долгосрочных целей и темы.
Разминка.

II. Основная часть  (практическая)

Задание 1. Игра «Рисование резиночками».
Задание 2. Деревянный конструктор.
Задание 3. По технологической карте изготовить корзиночку в технике плетения (см. приложение).

III. Итог занятия

Заключительная часть.
Выполнение упражнений по методике Йосиро Цуцуми.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный  момент

  • Приветствие. Сообщение долгосрочных целей и темы:

– Главная цель нашего курса – научиться «видеть» руками, поэтому все задачи, которые мы решаем на уроках, способствуют достижению этой цели.

Мы продолжаем работать по теме «Изготовление изделий из различных материалов» и сегодня сплетем корзиночку из бумажных полос, но прежде, чем приступить к работе, подготовим свои пальчики.

  • Разминка:

– Постоянно находясь в напряжении, мы устаем. Силы наши тают, производительность труда падает, здоровье ухудшается. Постепенно развивается хроническая усталость. С усталостью тоже можно бороться. Поэтому занятие начинаем с упражнения, которое снимает напряжение.

Упражнения для снятия стресса, напряжения

Поместите орех на запястье со стороны ладони, под мизинцем, (рис. 1). Ладонью другой руки слегка нажимайте на орех и делайте им круговые движения в течение трех минут.

Рис. 1

– Выполним разминку, которая представляет собой самомассаж кистей и пальцев рук (5 упражнений).

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки (рис. 2). Затем положение рук меняется.

Рис. 2

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий (рис. 3).

Рис. 3

3. Растирание ладоней движениями вверх – вниз (рис. 4).

Рис. 4

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев (рис. 5).

Рис. 5

5. Разминание, потом растирание каждого пальца вдоль, затем поперек (рис. 6).

Рис. 6

II. Основная часть (практическая)

  • Задание 1

Игра «Рисование резиночками»

Провести осязательное обследование предложенного предмета (настольная лампа). Затем с помощью резинок изобразить этот предмет на плоскости.

Коррекционно-развивающие задачи:

– совершенствовать приемы осязательного обследования;
– развивать навыки ориентирования на плоскости;
– формировать пространственный образ.

  • Задание 2

Деревянный конструктор

Провести осязательное обследование предмета, собранного из деревянного конструктора. Потом разобрать его и собрать в прежнем виде. С какой целью мы это выполняем? Чтобы решить несколько задач.

Коррекционно-развивающие задачи:

– совершенствовать приемы осязательного обследования;
– формировать пространственный образ;
– развивать координированные движения.

  • Задание 3

Изготовить корзиночку по технологической карте (карту прослушать с помощью читающей машины, см. приложение).

Коррекционно-развивающие задачи:

– совершенствовать навыки ориентирования на плоскости;
– способствовать развитию бимануального осязания;
– тренировать навыки тонкокоординированных движений;
– развивать слуховое восприятие.

III. Итог занятия

Заключительная часть

Какие задачи мы ставили на сегодняшнем уроке?

Способствовали ли мы достижению этих задач?

Гимнастика для пальцев и ладоней по методике Йосиро Цуцуми

Делаем 4 упражнения под инструментальную музыку.

Упражнения необходимо выполнять по три раза каждый день в течение полугода.

1. Сгибание пальцев вперед

а) Делая вдох через нос, сложите ладони вместе на высоте глаз перед собой (рис. 7).

Рис. 7 

б) Выдыхая через рот, пальцы правой руки опустите приблизительно до основания пальцев левой, а пальцы левой руки согните, «захватив» сверху кончики пальцев правой (рис. 8).

Рис. 8

в) Вдыхая через нос, разогните пальцы левой руки, спустите их до основания пальцев правой, а пальцы правой руки согните, «захватив» пальцы левой (рис. 9).

Рис. 9

Сгибайте и разгибайте пальцы левой и правой рук 15 раз. Темп дыхания при этом должен быть несколько убыстренным, движения – плавными.

2. Прогибание пальцев

а) Сложите руки перед грудью и дышите нормально (рис. 7).

б) Сделайте вдох. Не отрывая ладоней друг от друга, раздвиньте пальцы как можно шире, а локти разведите в стороны (рис. 10).

Рис. 10

в) Разведите ладони так, чтобы соприкасались только кончики пальцев (рис. 11).

Рис. 11

г) Сделайте через рот быстрый выдох и прижмите пальцы обеих рук друг к другу. На вдохе снова разъедините пальцы, оставляя лишь их кончики плотно прижатыми друг к другу. Повторите эту часть упражнения 10 раз.

д) А теперь разверните ладони так, чтобы кончики пальцев смотрели не вверх, а по направлению к вам (рис. 12). И 10 раз повторяйте движение, указанное в пункте г. Выполняя это упражнение, прогибайте пальцы «до отказа» и старайтесь дышать ритмично.

Рис. 12

3. Сгибание и разгибание пальцев

а) Поднимите руки ладонями к себе (рис. 13).

Рис. 13

б) Выдохните весь воздух и задержите дыхание. Затем, вдыхая через нос, сгибайте пальцы – все десять по порядку. Начните с большого пальца правой руки, потом – указательный, средний, безымянный, мизинец, далее – мизинец левой руки, безымянный, средний, указательный и закончите большим пальцем левой руки (рис. 14).

Рис. 14

в) После того как вы согнули все пальцы, начинайте разгибать их, выдыхая через рот. Это упражнение нужно повторить минимум 10 раз. Представляя себе, как ритмично набегают волны на берег, тщательно сгибайте и разгибайте каждый палец.

4. Круговые движения орехами

а) Возьмите два ореха, положите их между ладонями и делайте вращательные движения. Прилагайте усилия, прижимая орехи к ладоням (рис. 15).

Рис. 15

б) Положите орехи на тыльную сторону правой руки, накройте ладонью левой. Делайте вращательные движения, с усилием прижимая орехи. Затем поменяйте руки (рис. 16).

Рис. 16

в) Возьмите в каждую ладонь по два ореха и вращайте их одновременно. В правой ладони – по часовой стрелке, в левой – против (рис. 17).

Рис. 17

Упражнение с орехами снимает недовольство, состояние гнева, предотвращает старение мозга и способствует долголетию. Многоточечное раздражение с применением орехов оказывает гораздо больший эффект, чем традиционное простое раздражение.

Приложение

Изготовление корзиночки

Технологическая карта

I этап – все бумажные полосы сложить пополам поперек, их концы срезать наискосок.

II этап – 8 полос разложить на столе перед собой параллельно друг к другу так, чтобы сгиб крайней левой полосы находился внизу, а сгиб следующей – наверху (см. схему А). Затем вплести 4 полосы так, чтобы их сгибы находились поочередно то слева, то справа. Остальные вплести так же, но захватывая только полосы 3, 4, 5, 6.
Чтобы придать изделию нужную форму и плотность, продольные и поперечные полосы подтяните друг к другу за срезанные наискосок концы.
Теперь работа должна выглядеть так, как на схеме В. Квадрат в середине (4 x 4 полосы) – это дно корзиночки.

III этап – боковые стороны отвернуть вверх и концы поперечных полос вплести в уже имеющееся плетение с внешней стороны. Излишки срезать. Выровнять углы корзиночки.

IV этап – вертикальные полосы сложить треугольником (направление – к себе), их концы вставить в соответствующие отверстия, излишки срезать.

Литература

Йосиро Цуцуми. Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. – Краснодар: Советская Кубань, 1994.

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб.: ООО «Издательский дом «Кристалл», 2000.

Узорова О.В. Игры с пальчиками. – М.: ООО «Астрель», 2004.

Светлана Алышева