Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2009

Урок здоровья

Осанка в жизни каждого

Внеклассное  занятие для учащихся   2–3-х классов

Цель: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, познакомить ребят с правилами красивой осанки, пропагандировать здоровый образ жизни.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Расшифруйте слово сакноа.

Ученики. Осанка.

Учитель. Сегодня мы поговорим о правильной осанке.
Как вы думаете: приятно смотреть на стройного человека?

1-й ученик. Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте: у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

2-й ученик. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной, а после восемнадцати лет исправить ее недостатки очень трудно.

3-й ученик. Поэтому нам взрослые все время говорят: «Не горби спину! Сиди прямо!». Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

Это интересно

Специалисты провели наблюдения. Оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, то он кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже. Поэтому они советуют: ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Учитель. Выполните следующее задание. Подчеркните синим карандашом то, что служит формированию правильной осанки, а красным карандашом – что портит красивую осанку:

– носить портфель только в одной руке;
– распределять тяжесть равномерно, чередуя перенос груза из одной руки в другую;
– укоренять привычку сутулиться;
– ходить ровно, прямо;
– не заниматься зарядкой;
– активно посещать физкультурные кружки, делать зарядку по утрам;
– иметь привычку сидеть, лежать в неправильных позах.

(Учитель зачитывает правильные ответы, а дети проверяют их.)

А теперь послушайте правила поддержания верной осанки.

Правила

(зачитывают дети)

  • Выполняйте упражнения по укреплению мышц туловища.

  • Правильно сидите за столом, партой, на стуле – не горбитесь.

  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

  • Спите на жесткой постели с невысокой подушкой.

  • Сидите с максимально выпрямленной спиной. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу.

  • Каждый день смотрите на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

Учитель. Теперь, ребята, выполним упражнения для осанки.

Упражнение 1. «Деревце»

Стоя. Поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.
Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.
Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15–20 сек.) Опустите руки и расслабьтесь.

Упражнение 2. «Держи осанку»

Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное. (15–20 сек.) Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти рук.
Каждый из вас убедился, что держать ровно спину очень непросто.
А теперь немного вопросов, на которые вам предстоит ответить.

Блицтурнир

1. Что необходимо для сохранения и укрепления осанки? (Тренировать собственный мышечный корсет.)
2. Как определить, что у человека, стоящего на улице, остановке, осанка неверна? (Этот человек опирается на одну ногу.)
3. Каковы признаки нарушения осанки? (Сутулость, крыловидные лопатки.)
4. Виды спорта, способствующие укреплению осанки. (Плавание на спине, художественная и спортивная гимнастика, хореография, аэробика…)
5. Почему искривляется позвоночник именно у детей? (У них хрящевая ткань позвонков.)
6. Что такое скелет, для чего он служит? (Наша опора, защищает внутренние органы.)
7. Как в медицине называется искривление позвоночника? (Сколиоз.)
8. Что является основным стержнем тела? Сколько у человека позвонков? (Позвоночник; 33 кости-позвонка.)

Учитель. А знаете ли вы пословицы о здоровье? Продолжите некоторые из них:

– Берегись бед ... (пока их нет).
– Ум да здоровье ... (всего дороже).
– Крепок телом ... (богат и делом).
– Здоровье ... (дороже богатства).

А завершит наше занятие стихотворение нашего ученика:

Если криво сяду я,
То испортится спина.
Если плохо лягу я,
Заболит моя спина.
Если встану криво я,
Ломит вся спина моя.
Помните, мои друзья,
Спина как стержень у меня.
Когда будете гулять,
Старайтесь стержень укреплять.

Всего вам доброго, крепкого вам здоровья!

Марина Кулик