Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2009

Конкурс

Дружбой мы сильны

Форма проведения: занятие с игровыми упражнениями для младшего школьного возраста.

Цель: способствовать развитию у детей дружеских отношений между собой как основы комфортной образовательной среды.

Задачи:

  • раскрыть сущность нравственных отношений между людьми;

  • развивать нравственные качества учащихся – умение дружить, беречь дружбу;

  • развивать умение рассуждать;

  • воспитывать внимательность, доброжелательное отношение к окружающим.

Форма проведения: занятие с элементами игровых упражнений.

Материал: конверт с пословицами, карточки с ситуациями, листы по количеству учащихся, цветные карандаши.

План:

  • Разгадывание кроссворда. Цель: раскрыть тему занятия.

  • Составление пословиц о дружбе. Цель: развитие умения учащихся рассуждать.

  • Знакомство с понятием «дружба».

  • Стихотворение С.Михалкова «Хорошие товарищи». Цель: воспитание внимательности, доброжелательного отношения к окружающим.

  • Физкультминутка.

  • Мозговой штурм. «Каким должен быть друг?» Цель: дать информацию, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим другом.

  • Ситуации: две подружки, три товарища. Цель: раскрыть сущность нравственных отношений между людьми.

  • Упражнение «Бабочка – моему верному другу». Цель: завершение занятия на позитивной ноте, обратная связь.

  • Заключение. Подведение итогов.

Ожидаемый результат: повышение самооценки у детей, развитие важных положительных качеств у каждого из них.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня у нас интересная и серьезная тема занятия. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

Инструкция: в кроссворде скрыто слово дружба. Ведущий зачитывает детям загадки (о природных явлениях), в ответах на которые содержатся буквы ключевого слова.

Детям постепенно открывается тема занятия.

Ведущий.

Ни в воде не тонет, ни в огне не горит. (Лед)
Конь бежит, земля дрожит. (Гром)
Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка)
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождь ближе. (Облако)
В небе белая гора
Легче пуха и пера. (Туча)
Какое слово получилось из выделенных букв?

(Ответы детей: дружба.)

Ведущий. Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – «В дружбе – наша сила».

Посмотрим, что же говорит народная мудрость о дружбе. Я уверена, вы знаете много пословиц о дружбе. Сейчас я раздам конвертики со словами. Вам необходимо собрать из отдельных слов пословицу и объяснить ее значение.

(Работа в подгруппах.)

«Без друга на душе вьюга». Когда нет друга, очень плохо: не с кем поделиться ни радостью, ни горем.
«Друг за друга стой – выиграешь бой». Если друзья станут друг другу помогать, стоять горой, то они всегда будут выигрывать.
«Дерево держится корнями, а человек – друзьями». Дружба крепка только в том случае, если друзья преданные и верные.
«Хорошую дружбу и топором не разрубишь». Крепкую, хорошую и верную дружбу никогда ничто и никто не разрушит.
«Не тот друг, кто медом мажет, а тот друг, кто правду скажет».
«Не мил и свет, когда друга нет». Очень плохо не иметь друга. Не с кем поговорить откровенно, не у кого попросить о помощи, и самому некому помочь.
«Нет друга – так ищи, а найдешь – береги». Друга необходимо искать, а если нашел, надо дружбой дорожить.
«Конь узнается при горе, друг – при беде». Настоящий друг всегда готов прийти на помощь.
«С добрым дружись, а лукавых берегись». Хорошо, когда у друга существует такое замечательное качество, как доброта. Но если друг лукавит, обманывает – таких людей надо беречься.
«Старый друг лучше новых двух». Старый друг – это верный, проверенный товарищ, он надежнее, чем новый знакомый.
«Изжил нужду – забыл и дружбу». Перестал нуждаться в помощи друга – и забыл о нем. Так ведут себя легковесные, эгоистичные люди.
«Какову дружбу заведешь, такову и жизнь поведешь». Если будешь дружить с человеком честным, добрым, веселым, трудолюбивым, то и сам будешь жить по таким принципам.

Вывод. Молодцы! Пословицы у вас получились, вы правильно объяснили их значение. Итак, ребята, теперь, когда мы проникли в смысл мудрых народных пословиц, можем подвести итог. Так что такое дружба?

Дружба – это тяготение людей друг к другу, когда они хотят быть вместе, когда каждый из них интересен другому, когда они доверяют, помогают друг другу.

– Ребята, как вы думаете: что значит быть хорошим другом? Поможет ответить на этот вопрос стихотворение С.Михалкова «Хорошие товарищи».

Мальчик Миша мается –
Миша заикается.
Как другие – чисто, ясно –
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажут, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву К.
Но ребята не смеются –
Дружба классная крепка.
Ты, Мишутка, не теряйся,
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать…
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать.

Вопросы:

  • Почему Мише трудно говорить?

  • Как он себя чувствует в обществе?

  • Как к этому относятся одноклассники?

  • Как правильно в такой ситуации поступить?

  • Уместно ли в такой ситуации жалеть мальчика?

Физкультминутка

Мозговой штурм «Каким должен быть друг?»

Цель: расширить информацию о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть хорошим другом.

Материал: демонстрационные картинки А4 с качествами.

Ход. Ребята, назовите те качества, которыми, как вы считаете, должен обладать ваш друг. (Обсуждение.)

Вывод. Все вы хотите, чтобы ваши друзья обладали такими замечательными качествами, как доброта, честность, общительность, готовность всегда прийти на помощь и др. Но прежде всего необходимо, чтобы этими качествами обладали вы сами. И тогда у вас будет много хороших и добрых друзей.
Ребята, сейчас предлагаю проиграть несколько ситуаций. Кто хочет мне помочь?

Упражнение «Проиграй ситуацию»

Цель: раскрыть сущность нравственных отношений между людьми.

Материал: слова героев (автор, Вера, Соня, мама).

Ситуация 1

Две подружки (Н.Чабаевский)

Автор. Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они – маленькие, розовощекие, светловолосые – очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, и обе учились только на пятерки.

Девочки (с гордостью). Мы во всем, во всем одинаковые!

Автор. Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме.

Соня. Я получила по математике 5, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковы.

Автор. Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно.

Мама. Да, ты стала хуже…

Соня (удивленно). Я? Но ведь тройку получила не я!

Мама. Тройку получила Вера, но она получила ее потому, что на днях болела... А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

Вопросы:

  • За что мама осудила Соню?

  • Какой смысл заключается в последней фразе мамы: «А ты обрадовалась – и это значительно хуже»?

  • Что бы вы сказали Соне?

Ситуация 2

Три товарища (В.Осеева)

Автор. Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

Коля. Почему ты не ешь?

Витя. Завтрак потерял…

Коля. Плохо (откусывая большой кусок белого хлеба). До обеда далеко еще!

Миша. Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть.

Автор. А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.

Володя. Бери, ешь!

Вопросы:

  • Как поступили Коля с Мишей?

  • Что сделал Володя?

  • Что бы вы сказали Вите?

  • Как нужно жить, чтобы иметь настоящих друзей и не терять их поддержку и внимание?

– Ребята, вы замечательно справились с заданием! А теперь я предлагаю вам нарисовать красивую бабочку.

Упражнение «Бабочка – моему верному другу»

Цель: завершение занятия на позитивной ноте; обратная связь.

Инструкция. Детям предлагается нарисовать прекрасных бабочек. Рисунок они могут подарить своим друзьям и, может быть, тем, с кем сейчас в ссоре, – это поможет помириться. Во время рисования звучит песня «Если с другом вышел в путь».

Материал: лист, цветные карандаши.

– Ребята, нарисуйте и раскрасьте, пожалуйста, бабочку. А на ее крыльях напишите пожелания другу. Свою красивую бабочку вы можете подарить самому лучшему другу, или тому, с кем вы еще в ссоре, или тому, с кем бы вы хотели дружить.

Итог занятия:

– Наше занятие подходит к концу. Мне кажется, что у нас получился замечательный разговор. Надеюсь, что всё, о чем мы сегодня с вами говорили, поможет вам найти или сохранить дружбу.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.

Удачи вам, дорогие ребята!
Старайтесь помогать друг другу. Дружите друг с другом!

Литература

1. Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. – М., 1996.
2. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. – М., 2004.
3. Классные часы в 1–4-х классах / Авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград, 2007.
4. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Н.В. Елкина. – Ярославль, 1997.
5. Учебное пособие «Полезные привычки».

Рита Коева