Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2010

Нам пишут

Все у нас получится!

Урок валеологии в 1-м классе

Цели: учить детей овладевать основами здорового образа жизни; решать оздоровительные задачи, направленные на удовлетворение потребности детей в движении; расширять представления и знания об окружающем мире.
Урок проводится в свободном от парт помещении. Дети вместе с учителем становятся в круг.

Учитель. Наш организм можно сравнить с часами. Если часы не беречь, не заводить вовремя, то они остановятся. Так же ведет себя и человеческий организм. Если вы приучите его заниматься активной деятельностью, то он будет работать как часы. Никогда вас не подведет. Как вы думаете: что такое активная деятельность?

(Дети предлагают свои варианты ответов.)

Учитель (обобщая). Чтобы быть здоровым, необходимо помнить о пользе физических упражнений. Вот и сегодня, поднимаясь вверх по лестнице здоровья, мы разучим новый комплекс упражнений. И первой ступенькой будет оздоровительный массаж всего тела. Как вы думаете: почему мы начинаем именно с массажа всего тела?

(Дети говорят о том, что перед выполнением физических упражнений необходимо заставить активно работать все органы.)

I ступенька – «Оздоровительный массаж всего тела»*

Дети хором произносят слова, при этом в соответствии с текстом делают быстрые и частые хлопки по тем частям тела, о которых говорится в стихотворении.

Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потерли руки,
А затем ладошкой в лоб –
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Щеки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем.
Ну-ка дружно, не зевать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вот и шея. Ну-ка живо
Переходим на загривок.
А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
Постучим и тут, и там
И немного по бокам...
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу,
Чуть нагнулись, ровно дышим,
Хлопаем как можно выше.

Учитель. Так зачем мы сделали этот массаж?

(Дети отвечают.)

Учитель. Когда можно использовать этот массаж в режиме дня?

(Дети предлагают свои ответы.)

Учитель. Теперь мы можем подняться на вторую ступеньку лестницы здоровья.

II ступенька –  «Физические упражнения»

Учитель. Сегодня мы разучим новый комплекс упражнений, которые помогут нам быть всегда в хорошей форме. Но прежде послушаем и запомним, как бьется наше сердце.

(Дети делают вывод, что сердце бьется спокойно.)

Учитель. Ребята, кто мы такие?

Дети. Люди.

Учитель. Мы хорошо знаем, что человек – это часть природы. В природе все тесно связано между собой. Человек как единица природы называется человек разумный. Но, несмотря на это, не мешает нам, людям, кое-чему поучиться у животных. Некоторые из них нам сегодня даже помогут улучшить свое самочувствие. Кто же они? Попробуйте отгадать по описанию, а новые упражнения – запомнить.

1. Живут они в Центральной Африке. Рост взрослого самца достигает 6 метров, весить он может целую тонну. С виду он очень непропорционален. Посудите сами: очень тонкие, длинные ноги, узкая грудь, длиннющая шея, которая заканчивается маленькой головкой с непомерно большими ушами, и все это венчают маленькие рожки. Кто это?

(Дети отвечают.)

Упражнение «Жираф». Наклонить и вытянуть шею – 6–8 раз; круговые движения головой – по 4 раза в разные стороны; повороты головы вправо, влево, наклоны головы: вниз – вверх – 6–8 раз.

(Во время выполнения упражнения учитель сообщает детям познавательную информацию.)

У жирафа чуткий слух и острое зрение. Существует мнение, что жирафы никогда не спят. Но это не так. Они время от времени «подремывают» стоя. Бывает, и спят по-настоящему, положив голову на спину. Сон этот длится не больше 5 минут.

2. Это – морское животное. Оно напоминает грушу со щупальцами. Этих щупалец насчитывается от 8 до 10, и все они с присосками. А еще у него есть прекрасно развитые челюсти. Они чем-то напоминают клюв попугая. Отгадали, о ком идет речь?

(Дети отвечают.)

Упражнение «Осьминог». Круговые движения руками вперед, назад – 6 подходов по 4 раза.

Познавательная информация. Осьминоги очень ядовиты. Яд парализует жертву, т.е. делает ее неподвижной, и осьминог спокойно съедает свою добычу. Зрение у осьминога острее, чем у орла, он видит в полной темноте. А если осьминогу отрезать щупальце, то оно вырастет снова. От врагов их спасает чернильная жидкость, которой они стреляют.

3. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

Упражнение «Гусь». Плавно поднять руки в стороны, опустить, вытянув шею, 6–8 раз.

Познавательная информация. На земле 14 видов гусей. Все гуси бесстрашно оберегают свою территорию от непрошеных гостей. Взрослый гусь может искалечить собаку, настолько это смелая и сильная птица. Бывают гуси дикие и домашние.

4. Наши предки, ваши предки
На одной сидели ветке,
А теперь нас держат в клетке.

Упражнение «Обезьяна». У обезьян длинные руки, почти до самой земли, поэтому и мы без труда сделаем наклон вперед, доставая руками до пола, – 6–8 раз.
Познавательная информация. Разных видов обезьян очень много. Например, самые большие – гориллы, самые агрессивные – павианы, самой похожей на человека считается шимпанзе, а самые многочисленные – мартышки.

5. Много легенд сложено об этой птице. Она – символ доброты и счастья. Согласно легенде приносит в дом детей. Живут эти птицы рядом с человеком. А выглядят так: крупная, на высоких ногах белая птица с черными крыльями, длинной шеей и длинным клювом. Она любит отдыхать, стоя на одной ноге.

Упражнение «Аист». Подняться на носки, опуститься, круговые движения носком правой ноги по полу, потом левой – 6–8 раз.
Познавательная информация. На земле 17 видов аистов, а у нас в стране живут только 2 вида: белый и черный. Излюбленная пища – лягушки, змеи, ящерицы, черепахи, рыба и даже маленькие зайчата. На зиму аисты улетают в Африку и Южную Азию. Издают звуки, щелкая клювом.

6. Он пасется на лугу,
Ест зеленую траву.
Только скажешь ему: «Но!» –
Понесется он легко.

Упражнение «Лошадь». Ходьба на месте с высоким подниманием коленей, затем бег с высоким подниманием коленей.

Познавательная информация. Нам хорошо известно, что лошади – домашние животные. Издавна лошадь стала помощником человека. Когда не было машин, лошадь выполняла всю тяжелую работу. Но есть и дикие лошади, например, лошадь Пржевальского. Названы они так в честь русского исследователя, который обнаружил их в 1879 году. У них есть близкие родственники – зебры.

7. Глазища, усища, хвостище,
А моется всех чище.

Упражнение «Кошка». Потягивание всем телом.

Познавательная информация. Кошки бывают дикие и домашние. Домашних кошек мы хорошо знаем и любим. А вот, например, из диких кошек самая крупная – тигр. Другую дикую кошку называют царем зверей. Кто это? (Лев.) Самая хитрая кошка – леопард. Пятнистая шкура скрывает его в зарослях. Самая быстрая – гепард, может бежать со скоростью 120 километров в час.

Учитель. Вот мы и познакомились с новым комплексом упражнений. Послушайте теперь свое сердце. Как оно стучит?

Дети. Громко, быстро.

Учитель. Что это значит?

Дети. Больше выталкивается крови и больше питательных веществ попадает ко всем органам.

Учитель. Вот почему чем больше занимаешься физкультурой, тем здоровее становится наш организм. Так какие же животные нам сегодня помогали?

(Дети вспоминают животных и упражнения.)

Учитель. Обязательно дома научите этим упражнениям своих родителей. А мы с вами поднимаемся на последнюю, третью ступеньку «Лестницы здоровья».

III ступенька – «Хорошее настроение»

Учитель. Когда человек здоров, то у него все получается, а если все получается, то и настроение у него отличное. У нас с вами отличное настроение?

Урок заканчивается речовкой – ходьба на месте, дети хлопают в ладоши и хором говорят:

Все у нас хорошо!
Все у нас получится!
Все мы сделаем легко
И не будем мучиться.
Настроение в порядке!
Спасибо скажем мы зарядке!

Примечание. По мере того как дети отгадывают животных, можно показывать картинки с их изображением.

____________

В.М. Кузнецова. Минуты здоровья. – Мурманск: ВИЦ «Пазори», 2001.

Элеонора Евсеенко ,
учитель начальных классов, МОУ СОШ № 288 ЗАТО, г. Заозерск, Мурманская область