Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2010

Технология

Как вы к себе относитесь

Психологический тест

Улучшение здоровья населения требует не только решения медицинских проблем (новые лекарства, качество медицинских услуг и т.д.), но и активной работы по изменению отношения людей к своему здоровью, здоровому образу жизни. Все усилия врачей будут потрачены впустую, если человек не изменит своего поведения, а ведь оно способствует возникновению и развитию болезней. Поведение же определяется существующим у человека мировоззрением и отношением к самому себе.
Если лечение и профилактика – это забота врачей и школьных медработников, то формирование отношения к здоровью и здоровому образу жизни – чисто психолого-педагогическая задача, поле деятельности школьных психологов, учителей, администрации школы, родителей. А для того чтобы такая работа была эффективна, необходимо знать, какие компоненты отношения и в какой степени у данного ученика сформированы. Следовательно, необходим соответствующий психодиагностический инструмент, позволяющий, с одной стороны, определить исходный уровень и особенности существующего у человека отношения к своему здоровью, а с другой – оценить эффективность проводимой работы. Таким инструментом может быть психологический тест «Индекс отношения к здоровью».

Вы интенсивно заботитесь о своем здоровье

Психологический тест «Индекс отношения к здоровью» диагностирует такой важнейший параметр отношения к здоровью, здоровому образу жизни, как интенсивность.
Параметр интенсивности показывает, в какой степени и в каких сферах проявляется субъективное отношение. Одному человеку просто «хочется быть здоровым» и не больше – низкая интенсивность отношения. Другой, «фанат», занимается в спортивных секциях, следит за своим питанием, делает зарядку, посещает соответствующие лекции о здоровом образе жизни и т.д. – высокий уровень интенсивности.
Субъективное отношение к здоровью проявляется и в различных сферах: один в основном любит читать литературу о здоровье, другой – заниматься различными оздоровительными процедурами, третий пытается изменять отношение окружающих людей к своему здоровью и т.д., а кто-то делает и то, и другое, и третье.
Существующее у человека отношение к какому-либо объекту определяет, что он чувствует, как думает, как действует и как поступает во всех ситуациях, связанных с этим объектом. Соответственно, интенсивность отношения к здоровью также включает в себя четыре компонента: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный.

Структура теста

Тест «Индекс отношения к здоровью» состотит из четырех субтестов, соответствующих четырем компонентам интенсивности субъективного отношения.

Эмоциональная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает вопросы, диагностирующие, насколько человек сенситивен, чувствителен к различным витальным, жизненным проявлениям своего организма, насколько он восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, насколько он способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем и пр.
Вопросы разбиты на две группы: в первой степень выраженности эмоционального компонента определяется по ответам на вопросы о том, что сам испытуемый чувствует в определенных ситуациях, во второй – насколько он разделяет чувства других людей в тех или иных ситуациях.
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый способен наслаждаться своим здоровьем, способен получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагирует на поступающие от него сигналы, свободен от отрицательных эмоциональных стереотипов, существующих в обществе по отношению к здоровому образу жизни и пр. Иными словами, он заботится о здоровье не только потому, что это «необходимо», не под давлением обстоятельств, а ради удовольствия.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека носит рассудочный характер, мало затрагивает его эмоциональную сферу, забота о здоровье для него – просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, что он глух к витальным проявлениям своего организма, не видит эстетического аспекта здоровья, находится под властью отрицательных общественных эмоциональных стереотипов по отношению к здоровому образу жизни и т.д.

Познавательная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов воспринимать получаемую от других людей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни («пассивные» вопросы), вторая – насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме («активные»).
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый проявляет большой интерес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в книгах, журналах, газетах, любит общаться с другими людьми на данную тему и т.д.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у него мало затрагивает познавательную сферу: он в лучшем случае готов лишь воспринимать поступающую от других людей информацию о здоровье, но сам не проявляет активности в ее поиске.

Практическая шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она также включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своем здоровье, когда они предлагаются, организовываются другими людьми, вторая – насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия.
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что обследуемый активно заботится о своем здоровье в практической сфере: склонен посещать различные спортивные секции, делать специальные упражнения, заниматься оздоровительными процедурами, формировать у себя соответствующие умения и навыки, вести здоровый образ жизни в целом.
Низкие баллы говорят о том, что он готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность по заботе о своем здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае он может что-то предпринять, если этого потребует ситуация.

Поступочная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков, направленных на изменение своего окружения в соответствии с его отношением. Она включает три группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они вели здоровый образ жизни, вторая – насколько он стремится повлиять на своих знакомых, третья – на других людей, общество в целом.
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый активно стремится изменять свое окружение: старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей, стимулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандирует различные средства оздоровления организма, вообще создает вокруг себя здоровую среду.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью остается у него «личным делом», он не стремится как-то изменить свое окружение.

Общая шкала. Показатель интенсивности получается путем суммирования баллов по четырем предыдущим шкалам. Он диагностирует, насколько в целом сформировано отношение к здоровью у данного человека, насколько сильно оно проявляется.
Высокие баллы по тесту в целом говорят о том, что у него существует высокосформированное, «хорошее» отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у испытуемого сформировано плохо, он находится в «зоне риска»: в этом случае высока вероятность того, что он не будет вести здоровый образ жизни, а это рано или поздно приводит к заболеваниям.

Как построен тест. Тест «Индекс отношения к здоровью» состоит из двух частей (вариантов) для повышения надежности результатов, проводимых с небольшим интервалом.
Тест построен по принципу так называемых альтернативных полюсов. Испытуемому даются два высказывания и Б) и предлагается выбрать то из них, которое больше соответствует его мнению, тому, что он чувствует, думает в определенных ситуациях, как он обычно себя в них ведет. Он может выбрать или вариант А, или вариант Б, или поставить стрелку в сторону одного из вариантов («скорее А, чем Б» и «скорее Б, чем А»).
Каждая часть теста включает 24 пары альтернативных высказываний.

Сфера применения. Тест проводится с учащимися старше 10–11 лет: ситуации, использованные в тесте, требуют определенного уровня социального развития и опыта. Он может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте, как устно, так и письменно. Предпочтителен письменный индивидуальный вариант в неформальной обстановке.

Время проведения. Опыт показывает, что ученикам 5–7-х классов необходимо на выполнение одной части теста от 18 до 22 мин., ученикам 8–11-х классов – 15–20 минут.

Обработка результатов. Результаты определяются с помощью ключа. За полное соответствие ответа испытуемого с ответом в ключе дается 3 балла, за стрелку, направленную в сторону этого ответа, – 2 балла, за стрелку в противоположную сторону – 1 балл, за ответ, противоположный данному в ключе, – 0.

Ключ к тесту

1. А 5. Б 9. А 13. Б 17. А 21. Б

2. Б 6. А 10. Б 14. А 18. А 22. Б

3. А 7. А 11. Б 15. Б 19. Б 23. А

4. А 8. Б 12. А 16. Б 20. А 24. Б

Затем подсчитывается сумма баллов по каждой шкале (строке). Общий показатель – это сумма баллов по четырем шкалам. Таким образом обрабатывается отдельно каждая часть теста. Итоговые показатели получаются путем нахождения среднего арифметического числа баллов по шкалам и тесту в целом по двум частям (при необходимости средние округляются до целых чисел по обычным математическим правилам). Полученные средние числа «сырых» баллов переводятся в станайны с помощью таблиц 1–5.

Таблица 1

Перевод «сырых» баллов по эмоциональной шкале теста в шкалу станайнов

Класс

5-й

6-й

7-й

8-й

9-й

10-й

11-й

n

97

97

99

100

101

81

98

x

10,21

11,1

10,85

10,59

10,33

10,05

10,8

s

3,12

3,12

3

2,88

3,28

3,05

2,79

1

4 и меньше

5 и меньше

5 и меньше

5 и меньше

4 и меньше

4 и меньше

5 и меньше

2

5–6

6–7

6–7

6

5–6

5–6

6–7

3

7

8

8

7–8

7

7

8

4

8–9

9–10

9–10

9

8–9

8–9

9–10

5

10

11

11

10–11

10–11

10

11

6

11–12

12–13

12–13

12

12

11–12

12

7

13–14

14–15

14

13–14

13–14

13

13–14

8

15

16

15–16

15

15–16

14–15

15

9

16 и больше

17 и больше

17 и больше

16 и больше

17 и больше

16 и больше

16 и больше

Таблица 2

Перевод «сырых» баллов по познавательной шкале теста в шкалу станайнов

Класс

5-й

6-й

7-й

8-й

9-й

10-й

11-й

n

97

97

99

100

101

81

98

x

7,92

7,14

6,52

5,9

5,36

4,89

5,5

s

3,84

3,89

3,65

3,42

3,02

3,21

3,08

1

1 и меньше

0

0

0

0

2

2–3

1–2

1

0–1

1

0

1

3

4–5

3–4

2–3

2–3

2–3

1–2

2–3

4

6

5–6

4–5

4–5

4

3–4

4

5

7–8

7–8

6–7

6

5–6

5

5–6

6

9–10

9–10

8–9

7–8

7

6–7

7

7

11–12

11

10–11

9–10

8–9

8

8–9

8

13–14

12–13

12–13

11

10

9

10

9

15 и больше

14 и больше

13 и больше

12 и больше

11 и больше

11 и больше

11 и больше

Таблица 3

Перевод «сырых» баллов по практической шкале теста в шкалу станайнов

Класс

5-й

6-й

7-й

8-й

9-й

10-й

11-й

n

97

97

99

100

101

81

98

x

9,85

10,78

10,02

9,26

8,73

8,51

8,31

s

3,09

3,14

3,36

3,58

3,52

3,49

2,98

1

4 и меньше

5 и меньше

4 и меньше

2 и меньше

2 и меньше

2 и меньше

3 и меньше

2

5

6

5

3–4

3–4

3–4

4

3

6–7

7–8

6–7

5–6

5–6

5

5–6

4

8–9

9

8–9

7–8

7

6–7

7

5

10

10–11

10

9–10

8–9

8–9

8–9

6

11–12

12–13

11–12

11

10–11

10–11

10

7

13

14

13–14

12–13

12–13

12

11–12

8

14–15

15–16

15

14–15

14

13–14

13

9

16 и больше

17 и больше

16 и больше

16 и больше

15 и больше

15 и больше

14 и больше

Таблица 4

Перевод «сырых» баллов по поступочной шкале теста в шкалу станайнов

Класс

5-й

6-й

7-й

8-й

9-й

10-й

11-й

n

97

97

99

100

101

81

98

x

7,47

7,34

6,6

5,85

5,85

5,11

5,69

s

2,97

3,78

3,52

3,26

2,87

2,59

2,53

1

2 и меньше

0

0

0

0

0

1 и меньше

2

3

1–2

1–2

1

1–2

1

2

3

4–5

3–4

3

2–3

3

2–3

3

4

6

5–6

4–5

4–5

4–5

4

4–5

5

7–8

7–8

6–7

6

6

5

6

6

9

9–10

8–9

7–8

7–8

6–7

7

7

10–11

11–12

10

9

9

8

8

8

12

13

11–12

10–11

10

9

9–10

9

13 и больше

14 и больше

13 и больше

12 и больше

11 и больше

10 и больше

11 и больше

Таблица 5

Перевод «сырых» баллов по тесту в целом в шкалу станайнов

Класс

5-й

6-й

7-й

8-й

9-й

10-й

11-й

n

97

97

99

100

101

81

98

x

35,38

36,36

33,98

31,6

30,28

28,56

30,3

s

9,79

10,73

10,58

10,43

10,01

9,8

8,94

1

18 и меньше

17 и меньше

15 и меньше

13 и меньше

12 и меньше

11 и меньше

14 и меньше

2

19–23

18–22

16–20

14–18

13–17

12–16

15–19

3

24–28

23–28

21–26

19–23

18–22

17–21

20–23

4

29–32

29–33

27–31

24–28

23–27

22–26

24–28

5

33–37

34–39

32–36

29–34

28–32

27–31

29–32

6

38–42

40–44

37–41

35–39

33–37

32–35

33–36

7

43–47

45–49

42–47

40–44

38–42

36–40

37–41

8

48–52

50–55

48–52

45–49

43–47

41–45

42–45

9

53 и больше

56 и больше

53 и больше

50 и больше

48 и больше

46 и больше

46 и больше

В первой строке таблиц указывается количество испытуемых (n), во второй – среднее число «сырых» баллов (х), в третьей – стандартное отклонение по «сырым» баллам (s), в следующих – интервал «сырых» баллов, соответствующих конкретному станайну. Станайн – 1/9 полного диапазона значений в распределении.

Интерпретация шкалы станайнов

Станайн

Характеристика результата

Охватываемый процент обследуемых

1

очень низкий

от 0 до 4

2

низкий

от 4 до 11

3

ниже среднего

от 11 до 23

4

средний

от 23 до 40

5

средний

от 40 до 60

6

средний

от 60 до 77

7

выше среднего

от 77 до 89

8

высокий

от 89 до 96

9

очень высокий

от 96 до 100

Инструкция

Из двух предлагаемых высказываний и Б), которые описывают противоположные мнения, ситуации и т.д., выберите то, которое кажется более подходящим для вас.

Если вам полностью подходит вариант А, вы зачеркиваете квадратик с буквой А, нарисованный между двумя высказываниями.

8-1.jpg (1351 bytes)

Если вы скорее склоняетесь к варианту А, но не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой А.

8-2.jpg (1410 bytes)

Если вы скорее склоняетесь к варианту Б, но тоже не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой Б.

8-3.jpg (1384 bytes)

И, наконец, если вам полностью подходит вариант Б, вы зачеркиваете квадратик с буквой Б.

8-4.jpg (1465 bytes)

Если вы считаете какую-то ситуацию маловероятной для себя, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор.
В этом тесте, естественно, не может быть «правильных» и «неправильных» ответов: ваше мнение ценно именно таким, какое оно есть.
Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает ваше мнение.

В чем польза теста

Разработанный на первом этапе исследования психологический тест «Индекс отношения к здоровью» может иметь большие перспективы использования в коррекционной работе по формированию отношения населения (учащихся в том числе) к своему здоровью, здоровому образу жизни.

1. Сама процедура проведения теста может повлиять на отношение к своему здоровью, поскольку, отвечая на вопросы, люди иногда впервые задумываются над соответствующими проблемами.
2. Результаты, полученные с помощью теста, оценивают успешность педагогических мероприятий и пропагандистских усилий в деле формирования отношения людей к своему здоровью.
3. Данные теста могут служить основой для анализа закономерностей и особенностей развития отношения к своему здоровью у людей различных общественных групп, а также определять своеобразные «группы риска», требующие особого внимания.
4. При массовом применении теста возможен мониторинг особенностей отношения к здоровью в различных регионах страны. Это позволит выявить особо неблагополучные в этом плане территории, где в первую очередь потребуется проведение работы по формированию отношения населения к своему здоровью.
5. Проведение теста поможет созданию банка данных об отношении учащихся к своему здоровью и организации персональной коррекционной работы.
6. Общий банк данных позволяет анализировать возрастную динамику отношения школьников к своему здоровью, выявлять «кризисные периоды», разрабатывать методические пособия, коррекционные программы, стратегию пропаганды, создавать коррекционную литературу для учащихся.
7. Возможно самостоятельное использование теста «Индекс отношения к здоровью». Отслеживание динамики может стать фактором, побуждающим изменить свое поведение, свой образ жизни и достичь в этом больших успехов.

Вариант I

1. А.

Я способен замечать даже небольшие отклонения в работе моих органов

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я реагирую лишь на существенные расстройства

2. А.

Когда по телевизору начинается очередная передача о профилактике какого-нибудь заболевания, я обычно переключаюсь на другую программу

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я откладываю свои дела,
чтобы ее посмотреть

3. А.

Если кто-то из знакомых предложит мне заниматься вместе оздоровительными процедурами, я с удовольствием приму
в этом участие

9-1.jpg (1098 bytes)

 

Б.

Я найду способ вежливо отказаться

4. А.

Я постоянно слежу за тем, чтобы мои близкие всерьез заботились о своем здоровье

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я не заставляю их это делать

5. А.

Когда я смотрю на руки другого человека, я в первую очередь обращаю внимание на их форму и размер

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я невольно вначале замечаю состояние и чистоту кожи

6. А.

Я делаю выписки или вырезки из газет и журналов
о здоровом образе жизни

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я никогда этим не занимался

7. А.

Если у меня от утомления болит голова, я выхожу немножко погулять или хотя бы открываю окно

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Чтобы снять эту головную боль, я просто выпиваю таблетку

8. А.

Я обычно сам не покупаю для членов семьи различные средства ухода за здоровьем

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Все это в основном покупается по моей инициативе

9. А.

После принятия ванны я всегда чувствую себя совсем другим человеком – бодрым и обновленным

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Приходится признаться, что такое чувство я испытываю очень редко

10. А.

Когда в общественном транспорте, очереди и т.д. заводится разговор о способах сохранения здоровья, я совершенно не обращаю на это внимания

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я невольно стараюсь прислушаться к нему

11. А.

Я обращаюсь к врачу, только когда мне становится уже невмоготу

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я стараюсь начать лечение при первых же признаках ухудшения своего самочувствия

12. А.

Мне приходилось предлагать знакомым рецепты или инструкции различных оздоровительных процедур

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я этого не делал, ведь каждый должен заботиться о своем здоровье сам

13. А.

С моей точки зрения всякие моржи, которые наслаждаются купанием в своих прорубях на морозе, просто слегка чокнутые

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я полностью разделяю их стремление получать удовольствие от своего здоровья

14. А.

Когда это оказывалось возможным, я посещал лекции, курсы, семинары и т.п. о здоровом образе жизни

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я никогда не ходил на них, потому что эта тема мне безразлична

15. А.

Мне кажется странным человек, который, вместо того чтобы досмотреть поздно вечером интересный фильм, соблюдает свое правило «вовремя ложиться спать»

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я тоже стараюсь следовать этому правилу, чтобы не наносить вред своему здоровью

16. А.

К сожалению, я не могу сказать, что стараюсь как-то улучшить отношение моих знакомых к своему здоровью

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я активно пропагандирую здоровый образ жизни

17. А.

Иногда мне кажется, что мой организм как будто даже обижается и упрекает меня, если я обращаюсь с ним необдуманно и жестоко

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Человеческий организм всего лишь реагирует на отрицательные воздействия

18. А.

Просматривая на улице книги у торговцев, я обычно в первую очередь обращаю внимание на литературу о сохранении здоровья

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Меня привлекают книги на другие темы

19. А.

Если мне на день рождения подарят лыжи, гантели, массажер и т.п., я, пожалуй, растеряюсь и удивлюсь такому подарку

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Этот подарок был бы очень кстати: он соответствует моему стилю жизни

20. А.

Мне приходилось выступать перед людьми и делиться с ними своим успешным опытом укрепления здоровья

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я не готов давать советы людям по этой проблеме

21. А.

Мне непонятно состояние людей, которые мучаются за столом оттого, что им не удалось вымыть руки перед едой

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я сам испытываю подобные ощущения

22. А.

Я никогда не писал в редакции журнала «Здоровье», телепередач «Исцели себя сам», «TV Аптека» и т.п.

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Мне приходилось задавать им вопросы по интересующим меня темам

23. А.

Я трачу значительную часть своих доходов порой даже в ущерб остальному специально для поддержания здоровья

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я трачу деньги на свое здоровье только в случае необходимости

24. А.

Я никогда не вступал в конфликт с начальством и властями, если их действия наносили вред здоровью людей

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

У меня бывали подобные конфликты

Вариант II

1. А.

Если бы у меня на теле появилось какое-либо пятнышко или безболезненное вздутие, то я заметил бы это очень быстро

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я обратил бы на него внимание,
когда оно стало бы достаточно большим

2. А.

Когда я от нечего делать пролистываю какой-нибудь журнал, различные статьи о здоровье я просто пропускаю

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я их просматриваю более внимательно в первую очередь

3. А.

Если мне предложат проводить свои выходные в группе здоровья или спортивном зале, я, конечно, этим воспользуюсь

9-1.jpg (1098 bytes)

 

Б.

Я предпочту оставаться дома и заниматься своими делами

4. А.

Я решительно вмешиваюсь, если кто-то из моих близких начинает совершать поступки, которые вредят его здоровью

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Пожалуй, я не всегда прилагаю к этому достаточно усилий и зачастую готов с этим смириться

5. А.

Я обычно не обращаю особого внимания, если у моего собеседника не совсем чистые зубы, не подстрижены ногти и т.д.

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Мне это сразу же бросается в глаза

6. А.

Я выписываю или покупаю газеты, журналы и книги по проблемам здоровья

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я не трачу на это свои деньги

7. А.

Если позволяет время, я стараюсь пройти, куда мне нужно, пешком

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я все равно лучше спокойно подъеду
на автобусе, троллейбусе и т.д.

8. А.

Когда я выбираю подарок кому-то из членов своей семьи, мне
не приходит в голову купить что-либо из предметов личной гигиены

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я часто делаю именно такие подарки, потому что они кажутся мне вполне подходящими

9. А.

Когда я выпиваю стакан свежего фруктового сока, я замечаю прилив бодрости, энергии во всем организме

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я прежде всего просто утоляю жажду

10. А.

Когда знакомые в компании начинают говорить о различных процедурах по сохранению здоровья, мне становится просто скучно

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я с удовольствием включаюсь в беседу

11. А.

Я стараюсь уклоняться от различных обязательных профилактических обследований

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Они являются хорошим стимулом, чтобы позаботиться о состоянии своего организма

12. А.

Мне удалось заинтересовать своих знакомых книгами и статьями о здоровом образе жизни

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я не предпринимал таких попыток

13. А.

По-моему, те, кто находит удовольствие в том, чтобы в 5 утра бегать в трусах по улице, – это не совсем нормальные люди

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я даже завидую им, ведь забота о своем здоровье – это радостное и увлекательное занятие

14. А.

Я стараюсь знакомиться с людьми, которые много знают о том, как поддерживать свое здоровье на должном уровне

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Такие люди для меня не более интересны, чем другие

15. А.

Я редко задумываюсь о том, правильно ли я питаюсь

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я в целом придерживаюсь правил здорового питания

16. А.

Я никогда не писал по собственной инициативе заметок о здоровье в журналы, газеты, стенгазеты и т.п.

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

В своей жизни я уже делал нечто подобное

17. А.

Порой у меня возникает такое ощущение, что организм как будто хочет сказать мне, чем ему помочь, если в нем что-то разладилось

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Любая боль в организме – это всего лишь определенная реакция нервной системы

18. А.

Когда в гостях по предложению хозяев квартиры я просматриваю их библиотеку, мои глаза сами останавливаются на книгах о поддержании здоровья

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

У меня вызывает интерес другая литература

19. А.

Когда я покупаю зубные пасты, кремы, жевательные резинки и т.п., я практически не ориентируюсь на их «оздоровительный эффект», подчеркиваемый в рекламе

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Для меня это очень важно, потому что я во всем стараюсь учитывать, как это повлияет на мое здоровье

20. А.

Мне приходилось обучать других людей способам улучшения их самочувствия

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

У меня для этого недостаточно собственного опыта

21. А.

У меня не вызывают особой симпатии люди, которые из чувства некоей брезгливости никогда не пользуются чужой тарелкой, кружкой и т.п.

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я полностью разделяю чувства таких людей

22. А.

Я никогда специально не разыскивал литературу, в которой описываются редкие методики оздоровления организма

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Мне приходилось это делать

23. А.

Я ежедневно подолгу занимаюсь оздоровлением своего организма, несмотря на другие важные дела

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я уделяю время своему здоровью только в случае необходимости

24. А.

Я никогда не принимал участия в работе различных движений, борющихся за здоровую окружающую среду

9-1.jpg (1098 bytes)

Б.

Я состоял в таких движениях

Сергей Дерябо