Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2010

Медкабинет

Чем пахнут краски

Зачем нужен ручной труд

В учебном процессе общеобразовательной школы широко применяются различные предметы для детского творчества (ПДТ): пластилин, карандаши, краски, гуашь, цветная бумага, картон, клей, а также большое число наборов для конструирования, вышивания, моделирования из различных материалов, в том числе природных (сухие цветы, камушки, дерево, сухостой и т.п.).
Их использование особенно важно в начальной школе. Они помогают тренировать моторику мелких мышц кисти, что способствует, в свою очередь, формированию и развитию навыков письма, опосредованно развивает речь ребенка. Кроме того, дети знакомятся с различными свойствами и качествами предметов, обогащают свои знания и представления об окружающем мире, развиваются образное мышление, цветовое восприятие, внимание, память и многое другое.
Правильно и своевременно организованные занятия ручным трудом с ПДТ помогают переключить вид деятельности ребенка с умственного на физический и тем самым предотвращают развитие утомления, обеспечивают высокую работоспособность детей в течение учебного дня и всей учебной недели.
В начальной школе занятия с различными пособиями и материалами требуют от детей активной деятельности мышц кисти, что дается им с трудом. Необходимо облегчить детям усвоение этих навыков, постепенно увеличивая нагрузку на мелкие мышцы кисти по мере их развития, сокращая время статического напряжения в ходе занятий, отслеживая правильное положение тела, и т.п.
Для реализации принципа постепенности при составлении программ обучения большое внимание уделяется правильному выбору материала, с которым придется работать ребенку. Величина его физических усилий во многом определяется свойствами обрабатываемого материала, в частности, сопротивляемостью на сжатие и растяжение. Исходя из этого все материалы, которые могут быть использованы, располагаются в следующем порядке: бумага – ткань – картон – глина – пластилин – проволока – фанера – дерево – металл (жесть и мягкое железо).

Публикация статьи произведена при поддержке клиники пластической хирургии и косметологии «ГрандМед». В широкий спектр предложений клиники «ГрандМед» входит такая услуга, как перманентный макияж в Санкт-Петербурге. Использование современного оборудования и материалов, большой опыт работы и профессионализм специалистов клиники обеспечивают выполнение татуажа, удовлетворяющего требованиям самых взыскательных клиентов. Узнать больше о предоставляемых услугах и увидеть фотографии проведенных процедур можно на официальном сайте клиники «ГрандМед», который располагается по адресу www.GrandMed.ru

Обычно на уроках труда школьники младших классов рисуют, делают аппликации, лепят и собирают конструкторы. Это все нужно и полезно, но насколько безопасны для здоровья ребят краски, фломастеры, клей и прочие необходимые принадлежности?

Всего несколько минут

Возрастные особенности детей (малая подвижность нервных процессов, более длительная, чем у ребят старшего возраста, ответная реакция маленьких детей) делают и занятия более продолжительными. Индивидуальные занятия и те, в ходе которых становится ясно, что дети не имеют еще определенных умений в обращении с материалом, проходят кратковременно (5–7 минут). Занятия со знакомыми материалами, когда ребенок не является пассивным слушателем, а сам активно действует, проводятся более длительно (10–15 минут).
Такие уроки повторяются несколько раз в неделю, до полного закрепления отрабатываемых навыков.
Для учащихся начальной школы предусматриваются относительно простые операции с материалами, которые легко поддаются обработке: бумага, ткань, картон, пластилин, проволока.
В процессе школьного обучения при общей длительности занятий по трудовому воспитанию 20–45 минут продолжительность непрерывной работы с материалами регламентируется. Так, продолжительность работы с бумагой, картоном, тканью в первом классе составляет не более 4–5 минут; во втором, третьем классах – не более 5–7 минут; в четвертом – не более 10 минут. Непрерывная работа с деревом, проволокой в начальной школе не может превышать 4–5 минут.
Дети работают с ПДТ и на занятиях в группах продленного дня, при посещении различных кружков, в домашней обстановке.

О токсической опасности

Несмотря на тренирующую и развивающую роль ПДТ, необходимо помнить о том, что они могут стать источником неблагоприятного воздействия на растущий организм ребенка.
По данным исследования, проведенного в 2006 году в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, около 8% образцов ПДТ не соответствовало установленным гигиеническим нормативам. Неудовлетворительные результаты были отмечены при изучении санитарно-химических показателей безопасности (степень миграции фенолов и формальдегида в водную модельную среду была превышена на 22,97% и 23,17% соответственно). Также имело место превышение установленных гигиенических нормативов по интенсивности запаха образца (в 12,5% исследуемых материалов) и по токсиколого-гигиеническому показателю безопасности (2%).
Полученные данные – не исключение из общей практики. При производстве красок, клея, бумаги, пластилина, деталей для пластмассовых, металлических, резиновых конструкторов и т.п. используется большое число красителей, растворителей, стабилизаторов, пластификаторов, полимерных материалов, способных в готовых изделиях выделять ингредиенты, опасные для здоровья ребенка.
Среди веществ, наиболее часто обнаруживаемых при исследовании красок, клея, бумаги, пластика, резины, необходимо отметить следующие: фенол, формальдегид, ацетальдегид, стирол, бензол, толуол, ацетон, винилхлорид, метанол, кадмий, свинец, мышьяк, хром, сурьма. Возможно обнаружение и других токсических веществ, перечень и количество которых зависит от рецептуры используемого материала.
Сила и характер воздействия химического вещества на организм ребенка определяется количеством вещества, поступившего в организм, и его строением (растворимостью, летучестью, агрегатным состоянием, массой и т.п.).
Например, формальдегид является иммунотоксикантом и способен нарушать иммунные реакции организма, действуя в минимальных дозах; также он может вызывать поражение кожных покровов, легких. Фенол способен вызывать гемолитические анемии, метгемоглобинемию; он воздействует на кожные покровы, печень, нервную систему. Кадмий и хром являются канцерогенами, оказывающими токсическое действие на иммунную систему, печень, почки. Кроме того, кадмий может вызывать нарушения репродуктивной функции, раздражение и воспаление легких.
При использовании изделий из природного сырья (древесина, камень, песок, шишки, сухостой и т.п.) следует помнить о возможном их радиационном загрязнении.

Ножницы с закругленными концами

Немаловажное значение имеет техника безопасности при работе с ПДТ. Многие из них травмоопасны из-за наличия длинных и острых концов (ножницы, отвертки, гаечные ключи для конструкторов). Использование детских ножниц со специальной заточкой и закругленными концами может значительно снизить риск возникновения травмы.
Занятия шитьем, вышиванием, вязанием в начальной школе не проводятся.
Не допускается работа детей с утилем, стеклом, легковоспламеняющимися материалами, горючими газами и жидкостями, за исключением горючих жидкостей, которые находятся в герметически закрытых емкостях максимальной вместимостью 15 см3 (ГОСТ 25779-90).
Большое число различных видов ПДТ, которыми дети пользуются на уроках, дополнительных занятиях, а также дома, требует неукоснительного соблюдения санитарных норм и правил. Свидетельством безопасности этой продукции для здоровья детей является санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное уполномоченным органом и утвержденное в установленном порядке.

Литература

  1.  ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля». – М.: ИПК «Издательство стандартов», 2002.

  2. Куценко С.А. Основы токсикологии. – СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2004.

  3.  СанПиНы 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». – М., 2002.

Светлана Маркелова ,
старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, Москва