Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2010

Технология

Нить Ариадны

Рассказ о реабилитационном центре для наркозависимых подростков

Эхо девяностых

Сегодня выросло поколение детей, родившихся в сложные девяностые, когда произошло резкое падение жизненного уровня большинства семей. Главной задачей родителей, бабушек и дедушек стало добывание средств к существованию, зарабатывание на хлеб. А на воспитание и общение с детьми оставалось мало времени.
Государство тоже устранилось от воспитания – закрылись детские сады, пионерские лагеря, многие учителя были вынуждены искать другую работу, т.к. по полгода не получали зарплату. Ребята были предоставлены самим себе и улице, на которой было страшно находиться из-за криминогенной обстановки. Драки, насилие, убийства оказывали на неокрепшие души свое пагубное влияние. Появилось огромное число беспризорников.
Сегодня школа и семья развиваются в условиях новой ситуации, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, реализуются целевые программы и национальные проекты по ее укреплению, повышению рождаемости, воспитанию и обучению детей, заботе об их здоровье. Однако «запущенность» воспитания тех лет все еще продолжает сказываться.

Наркобизнес в России – один из самых прибыльных видов преступной деятельности. Дети и подростки активно вовлекаются в употребление психоактивных веществ. Их широкому распространению способствует молодежная пронаркотическая субкультура, противодействию которой до сих пор уделяется недостаточно внимания

Опасная ловушка

Сильную озабоченность вызывают психическое и физическое состояние детей, их отдаление от родителей и пагубное влечение к получению суррогатного удовольствия (наркотики, алкоголь, азартные и компьютерные игры).
Подростковый возраст, эпоха перемен и ломки характера – поистине тяжелый период. Трудный для окружающих, но наиболее сложный для самого молодого человека. Ощущение заброшенности, одиночества, неясности перспектив и смысла жизни – все это подросток чувствует особенно остро. Даже вполне вроде бы благополучные дети, убегая от скуки, в поисках счастья пускаются в погоню за наркотическим миражом.
Одиночество в детстве обостряет реакцию группирования в подростковом возрасте; найдя компанию, согласившуюся принять его, молодой человек становится зависимым в первую очередь от этой группы. Как правило, он принимает ее нормы, не подвергая их критике; и, если группа употребляет наркотические вещества и совершает противоправные действия, судьба подростка предопределена. Таким образом, основными личностно-психологическими качествами зависимого от ПАВ являются остановка развития, потеря свободной воли, утрата контакта с действительностью. Наркоман не участвует в реальной жизни, не контролирует, а зачастую и не осознает свое поведение, не принимает ответственность за его последствия. Вся жизненная активность направлена на достижение единственной цели – употребить наркотик. Цель определяет средства: ложь, вымогательство, воровство, а также более серьезные формы антисоциального поведения, вплоть до вовлечения в криминальную среду и преступную деятельность.
Формирование ценностей, которые могут наполнить детскую жизнь смыслом, обращение к ресурсам личности подростка – это область, где усилия педагогов, психологов и родителей способны принести желаемые результаты.

Дом для подростков

В августе 2003 года впервые в России были открыты двери нашего центра.
Государственное образовательное учреждение Московской области центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ариадна» был создан по инициативе Министерства образования Московской области в рамках президентской программы «Дети России» и ее подпрограммы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту». Учредитель – Министерство образования правительства Московской области.
Центр занимается реабилитацией подростков от 14 до 18 лет, злоупотребляющих психоактивными веществами, и профилактикой наркозависимости в образовательных учреждениях Московской области.
Здесь работают высококвалифицированные специалисты: доктора и кандидаты наук, заслуженные учителя РФ, специалисты высшей и первой категории, почетные работники образования Московской области и др.
Условия приема очень демократичны и сохраняют все законодательные принципы – добровольность, конфиденциальность, соблюдение прав человека и гражданина.
Реабилитация бесплатная, центр финансируется из бюджета Московской области.
Сюда принимаются несовершеннолетние, проживающие в области, по направлениям учреждений образования, здравоохранения, соцзащиты, КДН, а также обратившиеся самостоятельно с родителями.
Противопоказаниями для поступления в центр могут быть тяжелые соматические проявления, психиатрические проблемы, нахождение под следствием. Не принимаются также дети из коррекционных школ, поскольку обучение у нас проходит по стандартной общеобразовательной программе.
Большинство тех, кто к нам обращается, выросли в так называемых неблагополучных семьях. Семья – это то основное, что формирует личность ребенка. Ведь дети полностью зависимы от родителей начиная с зачатия. После рождения они зависят от них не только материально, но и эмоционально. Для ребят очень важно ощущать родительскую любовь, которая, к сожалению, не всегда проявляется. Подчас мамы и папы заботятся лишь о том, чтобы ребенок был сыт, обут, одет, а процесс воспитания отходит на задний план.
Все семьи, попавшие в поле зрения специалистов центра (реабилитация подростка – это семейная терапия), деструктивны, каждая по-своему несчастлива, как писал Л.Толстой. У кого-то родные – алкоголики, у кого-то не складываются отношения с отчимом или мачехой. В одних семьях большие финансовые проблемы, в других родители – люди совершенно педагогически безграмотные, не в силах справиться с трудностями, ребенок уходит на улицу, ищет там удовольствия, которые он может получить, употребляя наркотики или алкоголь.
За шесть лет работы центр стал настоящим домом для тех подростков, которые ежегодно приходят в него для прохождения реабилитации и намерены прекратить применение психоактивных веществ. Поначалу для кого-то это болезненное отлучение от дома, а для кого-то – обретение возможности спать на чистой кровати и есть горячий обед. Но постепенно, вживаясь в ритм центра, ребята начинают строить жизнь не менее трудную, но достойную уважения других людей и самого себя.
С 2003 года в «Ариадну» обратились 356 человек, из них 128 получили амбулаторную помощь, 228 находились в стационарных условиях реабилитации (от шести месяцев до полутора лет). На 1 сентября 2009 г. в стойкой ремиссии пребывали 62,3% выпускников.

Работа центра

Терапевтическая программа центра построена на создании новой основы жизни подростка для его самореализации. Речь идет об обучении ЗОЖ, формировании у молодого человека стремления преодолевать трудности без ПАВ и развитии собственных альтернатив их употреблению, а также о естественной склонности к поиску и экспериментированию и в конечном итоге способности самостоятельно, эффективно, ответственно и успешно строить свою жизнь. Программа рассчитана на личностное развитие, процесс познания себя и нахождения ответа на вопросы: кто я, чего ищу в жизни и каковы мои ценности?

Реабилитация – многокомпонентный процесс, включающий:
– реабилитационную среду;
– психологический компонент;
– образовательный компонент;
– медицинский компонент;
– воспитательный компонент.

Программа использует метод «терапевтического сообщества» как наиболее эффективный по опыту ряда стран мира.

Терапевтическое сообщество – уникальная форма реабилитации, разработанная с целью не только лечения наркомании, токсикомании и алкоголизма, но и понимания и преодоления причин, приводящих к химической зависимости, это своего рода социальный микрокосмос – маленькое государство, в котором существует разделение ролей и заданий, должностей и ступеней карьеры, прав и обязанностей. И хотя такое описание общества далеко от медицинской модели лечения, ею, несомненно, является реабилитационная среда.
Это атмосфера доверия, безопасности, открытости и добра, с одной стороны, и четкие принципы, правила и роли для всех – с другой.

Психологический компонент программы содержит разные способы интервенции и влияния на реабилитанта. Только разнообразная, индивидуально распланированная работа может обеспечить ожидаемый результат. К значимым психологическим составляющим относятся следующие мероприятия:

– собрания участников реабилитации;
– деление на малые группы
– это одна из форм психокоррекционной работы;
тренинги – развивают у ребят навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе, формируют способность конструктивного общения с социальным окружением;
индивидуальные консультации;
релаксация – для снятия излишнего напряжения участников программы;
работа с родителями.

С позиций семейной психологии злоупотребление детьми и подростками психоактивными веществами можно рассматривать как крайнюю форму семейного кризиса.
Даже если исходной ситуацией для начала наркотизации является возрастное любопытство, обнаружившийся факт приема ПАВ будет по-разному переживаться и использоваться отдельными взрослыми членами семьи. Их отношение к такому факту зачастую во многом определяется неосознаваемыми предпосылками. Часто это приводит к тому, что поведение кого-то из членов семьи становится фактором, запускающим наркотическое поведение несовершеннолетних.

Опыт работы показывает, что семья может выступать как фактор:
– фиксации психологической зависимости от наркотиков;
– провоцирующий продолжение их приема;
– эффективности реабилитационной работы.

Для родителей центр организует:

а) индивидуальные консультации, основная цель которых – формирование адекватной семейной атмосферы для участников программы в послереабилитационный период;
б) семейные группы – при принятии подростка в «Ариадну» родители (или лица, их заменяющие) автоматически становятся членами реабилитационного процесса, они обязаны посещать центр и активно участвовать в группах поддержки для родителей, которые собираются раз в две недели.

Образовательный компонент (центр имеет лицензию на образовательную деятельность).
Реабилитационная программа включает в себя мощный процесс ресоциализации. Большинство детей, приходящих в «Ариадну», имеют признаки серьезной социальной и школьной дезадаптации. Важно, сформировав у них установку на трезвость, дать им инструменты, с помощью которых они смогут строить свою дальнейшую жизнь вне центра, – образование и профессию. В течение всего процесса реабилитации подростки получают общее (с 7-го по 11-й класс) и начальное профессиональное образование по следующим профессиям: портной, садовник, парикмахер, маляр и повар. Выпускникам выдают документы об образовании государственного образца. По окончании реабилитационного курса ребята могут вернуться в общеобразовательную школу, продолжить образование в вузе, колледже или начать работать по специальности.

Медицинский компонент (у центра есть лицензия на медицинскую деятельность) направлен на профилактику срывов, дезактуализацию патологического влечения к ПАВ, нормализацию самостоятельного и психического статусов.

Воспитательный компонент включает духовно-нравственное и патриотическое воспитание, приобщение к творческой деятельности, спорту, труду, решение социально-бытовых проблем, содействие в трудоустройстве или профессиональном обучении после завершения реабилитации.
В центре работают кружки: театральный, танцевальный, компьютерный, рукоделия, кулинарии, изостудия; спортивные секции: баскетбола, волейбола, футбола, настольного тенниса, роликовых коньков, плавания. Выезды на соревнования различных команд области положительно влияют на эмоциональное состояние ребят.
Часто организовываются посещения театров, концертов, выставок. Экскурсионные поездки по историческим местам Подмосковья проводятся не реже 1 раза в месяц.
Верующие воспитанники имеют возможность посещать храм по воскресным дням, священники приходят в центр, помогая нашим детям преодолевать их проблемы.
Один из завершающих этапов реабилитации – «Дом на полпути». Это дом, который должен находиться вблизи от центра, но в открытом социуме, чтобы воспитанники могли продолжать учебу, начать трудовую деятельность не в семье, которая часто является дисфункциональной, а в этом доме. Такого дома пока нет, но он нам необходим.

Постреабилитационное сопровождение бывших реабилитантов, амбулаторный прием и работу с родителями осуществляют психологи и социальные педагоги.
Выпускники центра и их родители остаются членами терапевтического сообщества и могут получать поддержку всю дальнейшую жизнь.

Веселая смена

Одно из важных направлений реабилитационной работы – организация летнего отдыха в каникулярное время. Впервые в нашей стране в рамках федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 годы и мероприятия «Создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», центром «Ариадна» в сотрудничестве с Межрегиональным общественным фондом поддержки образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Возрождение», была организована и проведена с 01.07.2009 по 21.07.2009 г. смена профильного лагеря для воспитанников центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.
В состав участников смены были включены 42 человека – юноши и девушки в возрасте 14–17 лет из 6 регионов РФ (Москвы, Московской, Свердловской, Ярославской, Тамбовской областей и Краснодарского края).

Основными целями проведения лагеря стали:
– продолжение комплексных реабилитационных мероприятий для ребят, зависимых от ПАВ;
– увеличение числа охваченных организованным отдыхом подростков «группы риска»;
– обеспечение оздоровления и физической подготовки;
– развитие навыков коммуникации и конструктивного взаимодействия;
– раскрытие творческого потенциала каждого молодого человека;
– содействие самореализации через творчество;
– обмен опытом специалистов, работающих по методу терапевтического сообщества (ТС) в различных реабилитационных центрах.

В штат лагеря были включены лучшие сотрудники организаций – участников смены. Для привлеченных специалистов были проведены семинары по подготовке к работе в лагере.
Правильный подбор кадров позволил творчески и полноценно реализовать все блоки программы и осуществить намеченные цели.
Среди воспитанников – участников лагеря были русские, украинцы, татары, цыгане, белорусы и представители других национальностей. Отношения между подростками складывались дружескими и толерантными. В связи с этим очень интересно вписался в программу День театра «Мы дети твои, Россия».
Программа получилась довольно интересной и насыщенной, за 21 день были проведены следующие мероприятия:
костюмированный карнавал «Сказочное царство», КВН, конкурсы «Крутые парни», «Классные девчонки», «Боди-арт», праздник Нептуна, фестиваль танцев народов мира, день бардовской песни, морские прогулки на катере по Цемесской бухте, экскурсии: в г. Новороссийск с посещением мемориала «Малая земля», в г. Геленджик с посещением аквапарка.

Спортивно-оздоровительная программа включала:
– ежедневную утреннюю зарядку на берегу моря;
– силовые упражнения для мальчиков;
– аэробику для девочек;
– игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, настольный теннис) и плавание.

Психологическая программа и занятия в различных кружках позволили каждому участнику реализовать себя через творчество, развить и совершенствовать коммуникативные навыки, лучше дифференцировать свои чувства.

Следует отметить, что в начале лагерной смены были шесть разрозненных групп, а через неделю это был уже сплоченный коллектив, принявший правила и принципы ТС. Подростки научились дифференцировать и выражать свои чувства, оказывать поддержку друг другу, сопереживать и радоваться. Расставаясь, все плакали, обменивались адресами и телефонами, надеялись встретиться вновь в следующем году. Уезжая, каждый увозил с собой призы, грамоты, медали, кубки и, конечно, яркие впечатления.
Сотрудники обогатили свой педагогический опыт, перенимая друг у друга новые методы работы, изучая различные методики, апробируя их на практических занятиях с воспитанниками. Все участники смены единодушны во мнении, что подобные мероприятия очень полезны и целесообразны. Хотелось бы, чтобы деятельность лагеря, да и вообще «Ариадны» в целом стала хорошим примером для коллег из разных уголков нашей страны.

Лариса Фишман ,
директор ГОУ МО центр «Ариадна», Московская область