Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2010

Вне урока

Болеть невыгодно!

Почему болеют дети? Причин много. Заболевания действительно могут быть наследственные, инфекционные, случаются травмы. Но сейчас речь не о них, а о самых распространенных болезнях. Симптомы их известны: насморк, температура, недомогание – одним словом, простуда. Вот мой тезис: когда ребенок заболевает, видимое (внешнее) отношение к нему должно становиться хуже, строже. Почему так? Давайте разберемся.

Как происходит обычно? Ребенок заболевает, тут же прибегают, как правило, бабушка, мама, голос у них меняется, становится более ласковым и заботливым. Предлагаются конфеты, развлечения, чтение сказок, показ мультфильмов и т.п. Ребенку разрешается капризничать, вести себя плохо. Ответом на такое поведение служат еще большая забота, отвлечение внимания, развлечения, игра, самая вкусная еда.
Что это означает для ребенка? Болеть выгодно! Это понимание формируется на уровне тела и сознания. Скажите: какая мотивация выздоравливать? Если столько хорошего и радостного можно получить с помощью болезни, нужно болеть как можно чаще. Повышенное внимание и забота становятся мощной вторичной выгодой от болезни. Более того, можно избежать многих неприятных обязанностей, которые есть у ребенка в силу определенного возраста. Например, приятно разбрасывать игрушки и не убирать за собой; если возраст уже школьный, то в школу можно не ходить, уроки не делать, а смотреть, например, телевизор, играть в компьютерные игры. Кто же от такой радости откажется? А все эти блага достигаются с помощью болезни.
Можно сформулировать еще и по-другому. Болезнь – это инструмент для управления родителями и получения от них большего внимания и заботы. Если взрослые соглашаются играть в такую игру, то они сами приучают ребенка болеть. Логика простая. Пока дети здоровы, мама и папа занимаются своими делами, а здоровый ребенок и сам поиграет, он не требует столько внимания, сколько больной. Какой вывод? Дети умны интуитивно, они понимают, что заставить родителей крутиться вокруг себя можно очень просто – надо только заболеть!
Внимание и заботу в большей степени ребенок должен получать, когда здоров! Как только начинается болезнь, отношение взрослых должно кардинально меняться. Оно должно быть строже, менее эмоционально, только по делу. А какое самое главное дело, когда ребенок болеет? Правильно – лечить. Так взрослые и должны сообщить заболевающему чаду.

– Ты сейчас нездоров, поэтому надо лечиться. Врач прописал капли в нос, горчичники, банки, парить ноги горячей водой и другие неприятные процедуры. Да, еще врач запретил смотреть телевизор, просто больным всем это запрещается. Обязательно надо лежать, играть тоже нельзя. Важный момент: ты же пропустишь школу, необходимо обязательно узнать, что было на уроках, домашнее задание. И как станет лучше – обязательно все сделать и выучить, чтобы не отстать в учебе. Ничего сладкого, например конфет, тоже нельзя, только чай, лимон и мед.
И с серьезным выражением лица лечить, заботиться, выполнять процедуры, следить за соблюдением всех рекомендаций, предписанных доктором.
В такой ситуации ребенок начинает понимать: попал, болеть невыгодно! Лучше в школу, детский сад, к играм, сверстникам от этих противных процедур! Как только начинается выздоровление, эмоциональное отношение родителей должно меняться. Больше радостной заботы, поддержки, внимания. Молодец! Мы радуемся, что ты здоров!
К сожалению, многие родители не хотят и не будут никогда поощрять своим отношением и поведением стремление ребенка к здоровью, а не к болезни. Просто они так привыкли.
Я знаю семьи, где дети не болеют. Родители с самого раннего детства правильным реагированием на болезни объяснили ребенку, как выгодно быть здоровым. Конечно, к этому надо еще добавить занятия спортом, бодрую энергетику и позитивное отношение к жизни.
Тогда дети будут здоровы, а вся семья счастлива.

www.shkolazhizni.ru

Виталий Пичугин