Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2010

Особый ребенок

Инклюзивное обучение: как это делаем мы

Интеграция слабослышащих детей в общеобразовательную школу

В Южном округе столицы есть обыкновенная средняя школа, где учатся чуть больше 500 ребят. Но ее особенностью стало то, что в среду массовой общеобразовательной школы интегрированы ученики с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушенным слухом. Двадцать разновозрастных детей учатся с 1-го по 11-й класс

Благодаря искреннему желанию помочь ребенку, большому терпению, доброте, ежедневному многолетнему кропотливому труду педагогов нашей школы дети с проблемами слуха адаптированы в социум одноклассников, сверстников и общества. Педагоги и специалисты школы обеспечивают качественное образование, гармоничное развитие личности, нравственное и патриотическое воспитание, а также заботятся о здоровье учащихся. Именно это позволяет слабослышащим детям быть полноценными гражданами нашей страны.
В начале школьной жизни эти ребята находились на семейной форме обучения: родители опасались на первом этапе адаптации ввести детей в коллектив слышащих сверстников. Но «Школа здоровья» № 578 сумела создать соответствующие условия, которые позволили включить слабослышащих детей в единую образовательную среду. Так начался эксперимент по интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, от которого многие школы отказывались.
В рамках эксперимента прошло обучение педагогического коллектива специфике работы со слабослышащими детьми. С ними работают такие специалисты, как педагог-психолог, сурдопедагог, врач, а также учителя-предметники.

В течение нескольких лет работы экспериментальной площадки на базе школы специалисты Института коррекционной педагогики проводили обучение учителей. Конечно, работа осложняется из-за отсутствия каких-либо методик. Каждый учитель пытается найти свои подходы к таким детям. А это тоже непросто: психологически они отличаются от сверстников с нормальным слухом, они более замкнуты и обидчивы. Конечно, слабослышащие дети приучены и умеют работать с полной отдачей, но учитель всегда остается в напряжении: ему необходимо каждую минуту помнить о том, что информация в основном считывается по губам, что нельзя стоять за спиной у слабослышащего ребенка, что он может не понять значение каких-либо слов, употребленных учителем для объяснения нового материала.
Все эти выводы сделаны во время наблюдения за детьми. Несколькими методами обучения мы готовы поделиться.

1. Игра с мячом. Задавая какой-либо вопрос, бросаем мяч отвечающему. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос. Затем дети сами задают вопрос и бросают отвечающему мяч. Это упражнение помогает развивать внимание глухих детей.

2. Работа в парах. Дети задают вопросы друг другу, либо примеры, либо задания. Эта работа может проходить у доски, за партами, с места (один слабослышащий ребенок, другой – нормально слышащий).

3. Можно оборачиваться. Так как слабослышащим детям нужно видеть говорящего человека, во время ответа с места всем детям разрешается обернуться и смотреть на ученика.

4. Ролевые групповые игры. Ребята учатся слушать и понимать друг друга.

Наша задача – сформировать у слабослышащего ребенка такие качества, как деловитость, инициативность, коллективизм и самостоятельность. Находясь постоянно в кругу слышащих сверстников, дети с ограниченными возможностями приобретают новый социальный и эмоциональный опыт, который усиливает их стремление к общению, содержательной коммуникации с окружающим миром.
Работу с такими детьми мы начинаем со знакомства с ними, нам хочется как можно больше знать об их семье, о слуховых, речевых и индивидуальных возможностях. Что же мы наблюдаем? Дети с нарушением слуха отличаются друг от друга. Одни дети на уроках поднимают руки, активно работают, хотят отвечать. Другие сидят на уроке тихо, отвечать не стремятся, хотя наблюдают очень внимательно. Одни сторонятся сверстников, другие пытаются подружиться с ними. Одни дети играют и общаются друг с другом, другие сидят в сторонке.

Первые проблемы в обучении ребенка с отклонениями от нормы появляются сразу же. Оказывается, у детей с нарушениями слуха происходит нарушение познавательных функций. Это значит, нарушены внимание, восприятие, речь, память, мышление. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. У большинства нередко вплоть до подросткового возраста сохраняются неустойчивость поз и движений, потеря равновесия. Страдают ориентация в пространстве, координация и ловкость пальцев рук (в связи с тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппарата). Замедлен темп двигательной активности, затруднено формирование двигательных навыков. Они бывают неуклюжи. На уроках физкультуры и ритмики медленно повторяют упражнение, плохо ловят мяч, долго учатся прыгать через скакалку.

Еще на раннем этапе развития познавательных, психических процессов (дошкольный возраст) в норме полноценной моторной активности формируется адекватное наглядно-действенное мышление. В дальнейшем внешнее действие переносится во внутренний план образного мышления, которое опосредует образная память. В этой связи при расстройстве моторики в результате нарушения слуха образная память фрагментарна, изобилует представлениями, в которых отражены несущественные и искаженные стороны действительности. В ней отсутствует прочная основа для запоминания, поэтому дети не могут повторить изученный материал сразу. Нужно разбирать с ними значение каждого слова. Что касается словесной памяти, то у детей с нарушением слуха обучение грамоте идет постепенно: сложение букв в слова, слов – в предложения, предложений – в тексты. Устная и письменная речь детей с отклонениями слуха изобилует пропусками букв и слов, их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству. Такие дети запоминают тексты дословно, употребляют в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден. Поэтому только работа в цепочке учитель – учитель-дефектолог – педагог-психолог может иметь какие-либо значимые результаты.

Во второй половине дня сурдопедагог проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекции произношения, развитию слухового восприятия, общему развитию речи. В развивающих занятиях сурдопедагог используeт компьютерные программы «Мир за твоим окном» и «В городском дворе», разработанные в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования. Сейчас проходит апробация третьей части – «Лента времени». Нарушение слуха – социальный дефект, он сужает межличностные контакты, что, в свою очередь, ведет к обеднению опыта социального общения.

В адаптации в социуме незаменимую помощь оказывает педагог-психолог. Работа психолога направлена на развитие коммуникативной компетентности, повышение уровня доброжелательности, снижение конфликтности, сплочение коллектива. Достигается это проведением занятий с элементами музыкальной и двигательной терапии, групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих и релаксирующих занятий. Для этого в школе имеются специализированные, технически оснащенные кабинеты: комната релаксации, кабинет сурдопедагога и оздоровительные «соляные пещеры».
В кабинете релаксации психолог проводит аутотренинги и развивающие занятия. Большое внимание психолог обращает на формирование межличностных отношений между интегрированными ребятами и их сверстниками, что помогает решать этические и правовые проблемы. Для этого на развивающие занятия психолога в группу включены разновозрастные дети с пониженным и нормальным слухом. Находясь постоянно в кругу слышащих сверстников, школьники с ограниченными возможностями приобретают новый социальный и эмоциональный опыт, который усиливает их стремление к общению, содержательной коммуникации с окружающим миром.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья – успевающие. В 2006 году Екатерина Яворская с полной потерей слуха на одно ухо окончила школу с отличным аттестатом и поступила в педагогический университет на специальность «сурдопедагог». В 2007 году Сергей Турченков поступил в МГТУ им. Баумана. До этого Сергей работал в нашей школе оператором скрининга доврачебной диагностики зрения у детей. Педагогический коллектив школы широко развивает творческий потенциал учащихся: младшие и средние школьники работают экскурсоводами в школьном музее «Народные промыслы России». В школе организован танцевальный коллектив «Солнышко». Участники художественной студии школы «Архитектура и дизайн» занимают призовые места в городе и на международных выставках. Во всех мероприятиях школы принимают непосредственное участие интегрированные дети.

Таким образом, в школе собраны и обобщены материалы, выявляющие особенности обучения детей с нарушениями слуха в коллективе сверстников. Разработаны индивидуальные планы педагогической (в том числе и коррекционной) работы с каждым слабослышащим учащимся, позволяющие построить наиболее оптимальный маршрут образовательной интеграции такого учащегося массовой школы, определяемый уровнем его речевого и психофизического развития.
Вся наша работа построена на энтузиазме и служении идеалам добра и милосердия. Но не будем скрывать, что порой бывает не просто трудно, а очень трудно. На одном энтузиазме в век технического прогресса строить педагогическую и психологическую деятельность достаточно сложно. Нужны современные технические средства, которые очень дорого стоят.

Наши специалисты в январе 2007 года участвовали в международной конференции, посвященной проблеме сурдопедагогики, с коллегами из Англии и Чехии. Оценка нашей работы была достаточно высокой, но гостей искренне удивило слабое техническое обеспечение детей с особыми образовательными потребностями. А так важно использовать все современные средства и помочь слабослышащим детям войти в мир слышащих людей, научить их занимать активную позицию в обществе, в своей стране!
Не бойтесь трудностей, начните помогать детям. Всегда помните: наши дети – будущее России!

(В статье использованы фото авторов)

Лариса Жукова ,
замдиректора по УВР «Школа здоровья» № 578, Москва ;
Елена Ливанова ,
педагог-организатор, руководитель ГЭП,  сотрудник Центра содействия здоровью учащихся