Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2010

Технология

О чем не говорят, чему не учат в школе

В рамках проекта «Взрослые и дети» педагоги из Удмуртии предлагают свой подход к профилактике абортов среди несовершеннолетних. Занятия на эту актуальную и сложную тему успешно прошли в г. Глазове

Фото с сайта www.romeo-juliet-club.ru

I этап. Семинар «Профилактика абортов среди несовершеннолетних»

Цель: повышение уровня информированности по проблемам ранней беременности; выработка и развитие навыков ЗОЖ у подростков.

Задачи:

  • выяснить уровень информированности по заявленной проблеме;

  • предоставить достоверную информацию;

  • сформировать гуманистические, морально-этические установки;

  • развить и поддержать интерес к получению знаний в области этики и психологии семейной жизни.

II этап. Открытое занятие   «Острая проблема глазами  современных подростков»

План:

1. Возраст выбора.
2. Критерии выбора.
3. Аборт – проблема ответственности.
4. Результаты анкетирования. Позиция старшеклассников.
5. Конфликт «Сложное решение».

Оформление, оборудование, инвентарь:

  • Наглядность (тема, эпиграфы).

  • Оформление сцены для показа конфликта «Сложное решение».

  • Анкеты.

Тезисы. Примеры. Упражнения.

Подростковый период – возраст первого жизненного выбора. Подросток приобретает способность к мысленному раздвоению. Появляется новая биполярность – «я для себя» и «я для других». Идет овладение «реакцией выбора». Выбор связан со свободой воли.
Именно в подростковом возрасте проблемы выбора, свободы и ответственности выходят на первый план. Если уже выработаны доверие, самостоятельность, предприимчивость, то шансы на осознание человеком собственной индивидуальности увеличиваются. Появляется понимание того, кто вы есть, где находитесь и куда идете.
Сила человека заключается в способности занять определенную позицию, принять конкретное решение. Каждый из нас творит себя.
В рекламе медицинских услуг аборты умело представлены как дело легкое, безвредное и безболезненное. В то время как в действительности это физический стресс и самая трагическая ошибка, которая когда-либо допускалась человечеством.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире производится ежегодно 40–60 млн абортов.
Каждый год уничтожается столько людей, сколько погибло во время Второй мировой войны. Статистика по России такова:

  • 70% беременностей заканчиваются абортом.

  • 10% абортов делают девушки от 16 до 18 лет.

  • 5000 абортов делается каждые сутки.

  • Около 90% абортов производится между 6-й и 12-й неделями беременности.

  • в России ежегодно делается 1,6–1,7 миллиона абортов.

  • каждый пятый аборт делается подростками до 18 лет.

От 10 до 15% абортов дают различные осложнения, 7–8% женщин после них становятся бесплодными. Каждый год армия тех, кто не может иметь детей, пополняется на 200–250 тысяч. В нашей стране около 15% пар, состоящих в браке, не способны зачать ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения, 15% – это предел, после которого бесплодие становится социальной проблемой. Главный акушер-гинеколог Минздрава РФ академик РАМН Владимир Кулаков привел данные Научного центра акушерства и гинекологии, директором которого он является: «Бесплодны 6–7 млн. российских женщин. Данные эти неполные...».
Многие врачи говорят, что официальную статистику по количеству абортов следует умножить на два.
Удмуртия входит в Приволжский федеральный округ – регион с высоким уровнем абортов.
По данным Министерства здравоохранения, этот показатель составляет около 70 случаев на одну тысячу женщин репродуктивного возраста, что почти на треть выше, чем в среднем по России.

Узаконенное детоубийство

Россия первой узаконила аборты в 1920 году. Декрет об этом подписал В.И. Ленин.
Из клятвы Гиппократа: «По силам моего знания и разумения больным буду приписывать образ жизни самый полезный и буду предостерегать их от всякой порчи и вреда. Не дам гонительного сpeдства чреватой женщине для истребления младенца, но всегда буду вести свою жизнь и науку в чистоте, святости и непорочности».
В царской России закон защищал права внутриутробного младенца. «Умерщвление плода является видом лишения жизни» – статья из русского законодательства. Врача, уличенного в выполнении аборта, исключали из научных медицинских обществ, увольняли с работы; известны случаи, когда такие врачи кончали жизнь самоубийством.
Известный итальянский юрист Рафаэль Баллестрини писал 100 лет назад: «Самым верным доказательством полного нравственного падения народа будет то, что аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым».
Аборт – убийство, гласят законы всех стран до второй половины XX века. В то время никогда врачи не посмели бы нарушить клятву Гиппократа, не брали бы орудия убийства и не превращали гинекологическое кресло в плаху, а детей потом сжигали, как мусор, в крематориях.

Упражнение  «Тихая дискуссия»

Прочитайте следующие высказывания, дайте свою оценку.
...Девочки беременные боятся осуждения со стороны социального окружения.
...Ни одна из беременных девочек не делает свой выбор легко или импульсивно.
...В нашей стране взрослые отворачиваются от беременных девочек в то время, когда им больше всего нужна поддержка.
...Необходимы программы социальной поддержки, помогающие оценивать риск и его последствия, которые научат юные умы осознавать ключевые моменты в процессе принятия любого решения, включая решение забеременеть.
...Необходимо помочь мужчинам выйти из спячки и взять на себя часть ответственности за предупреждение нежелательной беременности.
...Необходимо создать систему мониторинга за ситуацией с абортами.
...Необходимо реализовывать профилактические программы по снижению числа абортов.
...Число девочек, подверженных риску нежелательной беременности, в ближайшее время будет оставаться достаточно высоким.
...Частота абортов может быть значительно снижена за счет повышения доступности контрацептивного обслуживания.
...Я за поддержку позитивного диалога и конструктивного взаимодействия с неправительственными организациями и группами, которые стремятся снизить число абортов.
...Я за распространение реалистической информации по вопросам ответственного родительства и планирования семьи, включая просвещение, консультирование и обслуживание подростков.
...Замышляющий аборт действует против всего общества и будущего.

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка,
В единой горсти бесконечность
И небо в чашечке цветка.  (У.Блейк)

«Дай Бог лжецам замкнуть уста, глас Божий слышен в детском...» (Е. Евтушенко)

«Мужчины создают законы, женщины – нравы». (Ф. Гибер)

«Каждый мужчина состоит из мужа и чина». (А.П. Чехов)

«Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно».  (П.Бомарше)

Статья опубликована при поддержке медицинского центра "Долголетие", оказывающего самый широкий спектр профессиональных медицинских услуг. В центре ведут прием опытные специалисты, которые готовы оказать помощь, провести необходимые обследования и диагностику, предоставить консультации и выдать рекомендации по лечению самых различных заболеваний и проблем со здоровьем. Так, например, в клинике гинекологии за один визит можно пройти полное обследование у врача акушера-гинеколога, комплексное лабораторное обследование, сделать УЗИ экспертного класса. Здесь успешно лечат патологии шейки матки, заболевания (инфекции), передаваемые половым путем, нарушения менструального цикла, бесплодие, проблемы климактерического периода и мн.др. Лучшие специалисты, имеющие высшую квалификационную категорию и большой профессиональный опыт, с помощью современного оборудования максимально детально диагностируют проблему и подберут самый эффективный метод лечения, тщательно контролируя состояние пациента вплоть до самого выздоровления. С подробной информацией об услугах, оказываемых в медицинском центре "Долголетие", и ценах на них можно ознакомиться на сайте spina.spb.ru.

Сексуальная активность подростков: что она для них означает?

С понятием сексуальной активности молодые люди связывают самые разные представления. Конечно, эти представления в высшей степени субъективны и отличаются у разных подростков.
С точки зрения подростков это может означать:

– что он или она любимы;
– что он или она уже взрослые;
– физическое наслаждение;
– близость с другим человеком;
– желание забеременеть или иметь ребенка;
– статус в группе ровесников;
– подчинение желанию или другому человеку;
– способ избавиться от скуки или бегство от жизненных обстоятельств;
– желание проверить «биологическое оборудование» или способность к деторождению;
– повторную попытку сексуального действия, которое травмировало ранее;
– «торговлю» сексом, т.е. способ получения денег или материальных ценностей;
– представление об «истинной любви»;
– духовность;
– оружие или покорение.

Проблема абортов обсуждается сегодня во всем мире, и рекомендации даются разные,
В Италии были проведены опросы общественного мнения, результаты которых опубликовали во всех газетах. Как ни парадоксально, католический юг высказался в пользу абортов, а менее религиозный север – против.
Когда были опубликованы результаты опроса, произошло следующее событие. Маленький мальчик провалился в шахту, вырытую для добычи воды еще во времена Древнего Рима. Несколько дней пролежал он там, пока не услышали его плач. Обессиленный ребенок не мог даже ухватиться за протянутую ему веревку, не мог брать еду, которую ему опускали.
Как достать ребенка, оказавшегося в узкой шахте на глубине 15 метров? Были приняты самые решительные меры.
Специалисты из Германии начали бурить шахту, параллельную той, в которой находился ребенок, чтобы снизу сделать к нему ход. Все это время ребенка подбадривали, поддерживали как могли: провели свет, рассказывали ему сказки, сам президент пытался развлекать мальчика. Наконец прорыли ход к мальчику, а он провалился еще на 20 метров.
Нашелся спелеолог, согласившийся пройти по шахте вниз головой; он дополз до ребенка и пытался его взять, но тщетно: каждый раз детское тельце выскальзывало у него из рук. Так и умер ребенок во чреве матери-земли.
С точки зрения рассудка – просто несчастный случай. Но духовно чуткие итальянцы иначе восприняли это событие: смерть ребенка в утробе матери-земли стала для них символом преступности аборта.

(Из кн.: В.Бажан. О тайне пола)

АНКЕТА

Охрана репродуктивного здоровья

Внимательно прочтите вопрос. Ознакомьтесь с предложенным набором возможных ответов. Выберите из предлагаемого перечня ответов тот, который в большей степени соответствует вашему собственному мнению, обведите номер этого ответа.

1. Ваш пол: Мужской. Женский.

2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак девушке и юноше? (Отметьте для каждого.)

а) Девушке б) Юноше

моложе 18 лет

  в 18–19 лет

  в 20–24 года

  в 25–29 лет

  в 30 лет и старше

  не имеет значения

  трудно сказать

  лучше вообще не вступать

3. Многие считают, что для вступления в брак нужны определенные условия. Из предложенного перечня выберите четыре условия, которым вы придаете важное значение.

  Завершить образование.

  Устроиться на работу.

  Иметь определенный уровень материального благополучия.

  Обзавестись своим жильем.

  Пройти школу сексуальных отношений.

  Уметь вести домашнее хозяйство.

  Быть готовым к рождению и воспитанию детей.

4. Считаете ли вы допустимыми половые отношения до вступления в брак?

  Да.   Нет.

5. Если «нет», то почему?

  Боязнь беременности.

  Из-за болезней, передаваемых половым путем.

  По моральным соображениям.

  Физическая неготовность.

  Другое (напишите)________________.

6. Если «да», то начиная с какого возраста?

  С 12 лет.

  С 13 лет.

  С 14 лет.

  С 15 лет.

  С 16 лет.

  С 17 лет.

  С 18 лет.

  Старше 18 лет.

  Как получится.

7. Как, по вашему мнению, влияет на семейную жизнь мужчин и женщин (отдельно) добрачный сексуальный опыт?

Дайте ответы, пожалуйста, для тех и других.

1. Влияние на мужчину

  Отрицательно.

  Не влияет.

  Положительно.

2. Влияние на женщину

  Отрицательно.

  Не влияет.

  Положительно.

8. Считаете ли вы, что ребенок может быть рожден только после заключения брака?

  Да.   Нет.   Трудно сказать.

Фото с сайта cadespa.ru

9. Следует ли применять какие-либо способы предохранения от беременности, если вы не планируете иметь детей в данный момент?

  Да.   Нет.

10. Откуда чаще всего вы получаете знания по вопросам сексуального поведения?

  От сверстников.

  Из художественной литературы.

  От родителей.

  От старших товарищей.

  От учителей.

  От медицинских работников.

  Из газет и журналов.

От родственников.

  С помощью кино, видео, телевидения.

  Из брошюр, специальных книг и литературы.

  Ничего не слышал об этом.

  Другое (напишите)________________.

11. Допускаете ли вы возможность аборта при первой беременности?

  Да.   Да, при определенных обстоятельствах.   Нет.

12. Приходилось ли вам обращаться за помощью, консультацией по проблемам, связанным с сексуальными отношениями?

  Да.   Нет.

13. Если «да», то куда?

  Женская консультация (кабинет «Планирование семьи»).

  Поликлиника.

  Интернет-форумы.

  Психолог в образовательном учреждении.

  Другое (напишите)________________.

14. Если обращались за помощью, то каким был результат?

  Получил(а) ответ, который меня удовлетворил.

  Остался(лась) не удовлетворен(а) ответом.

  Направили к специалисту.

  Другое (напишите)________________.

15. Если «нет», то почему?

  Я сам(а) все знал(а).

  Заранее знал(а), что там мне не помогут.

  Боялся(лась), что кто-то узнает о моих проблемах.

  Не знал(а), где находятся такие учреждения.

  Неудобно было обращаться по таким вопросам.

  Другое (напишите)________________.

16. Если вы остались не удовлетворены результатами обращения в женскую консультацию (кабинет «планирование семьи»), то почему?

  Врач не пытался понять мои проблемы.

  Мне дали совет (рекомендацию), который не могу выполнить.

  Мне был неприятен медицинский осмотр.

  Меня унизили, оскорбили.

  Сказали, что сообщат родственникам.

 Задавали очень много вопросов, на которые я не хотел(а) бы отвечать.

Другое (напишите)________________.

Полученные результаты позволяют педагогу уловить различия во взглядах школьников, сразу выделить круг проблем, требующих рассмотрения и обсуждения на широком уровне – с родителями, детьми и педагогами.

Конфликт «Сложное решение»

Действующие лица: Маша – девушка, 16 лет; Роман – юноша, 17 лет; Татьяна – подруга Маши.

М. (рассматривает тест на беременность, набирает номер на сотовом телефоне). Привет!

Р. Салют! Маш, ты куда пропала? Не приходишь, не звонишь? Я соскучился, малыш!

М. Я, видишь ли, даже не знаю, как начать. Помнишь ту ночь у тебя на даче?

Р. Разве такое забывается? Это – самое лучшее мое воспоминание!

М. Подожди! У этой ночи есть продолжение. У меня задержка. Я вначале не поверила, а потом в аптеке купила тест на беременность… Словом, ты догадался, да?

Р. Так ты что, бе-ре-мен-на? Черт, этого мне только не хватало для полного счастья! А этот тест? Ну, может, что-то неправильно?

М. Да правильно все! Я уже на завтра записалась к врачу. Ты не мог бы быть рядом со мной?

Р. Да ты в своем уме? Это же женская консультация! Да и вдруг не подтвердится твоя беременность? Представляешь, каким идиотом ты меня выставишь?

М. А если подтвердится?

Р. Если, если… Не брошу, не бойся. Деньги на аборт найду, не сомневайся. Но отцом стать я сейчас совершенно не готов. Посуди сама: у меня цели на будущее совсем другие, ребенок в мою схему никак не вписывается. Ты должна меня понять, если, конечно, ты меня по-прежнему любишь...

М. Люблю... Что ж, спасибо за поддержку... (Набирает номер телефона своей подруги.) Алло! Тань, я сейчас переговорила с Ромкой. Ты была права. Он, видите ли, не готов стать отцом!

Т. А я что тебе говорила? Поверь моему опыту: все они такие. Чуть что – сразу в кусты. Никто ни за что отвечать не хочет!

М. Тогда возвращаемся к твоему предложению. Когда можно зайти к тебе за таблетками?

Т. Да хоть сейчас. Всегда, в отличие от других, готова помочь подруге. Ты, главное, не трусь! Примешь таблетку, встретишь свои родные месячные – и забудешь про нелепую беременность... У меня это пройденный этап.

М. Ладно, я подумаю. Сейчас мама должна вернуться.

Т. Ну, пока! Ты только не тяни. Жду.

М. (обращаясь к залу). Я все же сходила к врачу. Он посоветовал рассказать все маме, что я и сделала. Страшно вспомнить, как она кричала на меня! Грозилась даже выгнать из дому. Потом у нее резко изменилось настроение, она начала жалеть меня... Вспомнила отца, который нас бросил. Словом, записала меня на аборт. Вот и сумку собрала (начинает рассматривать содержимое сумки). Пакет с халатом, мыло, зубная паста, щетка… А это еще что? Пакет шоколадного печенья?! Зачем? Да оно все раскрошилось!.. Словно моя жизнь…

Обсуждение:

1. Каким вы видите окончание этой истории?
2. Как вам кажется: наладятся отношения Маши и Романа?
3. Правильно ли, на ваш взгляд, поступила мама Маши?

Финал:

М. Я сделала аборт. Не помню саму операцию, мне сделали полный наркоз. Роман выполнил обещание, заплатил деньги. Ужасные инструменты в операционной, ужасное свое состояние помню: хотелось спать, болели голова и живот, все вокруг казалось каким-то мутным. Мать утешала, гладила по голове... Ромка рядом. Но я уже ничего с ним не хочу... Все не то... Думаете, наладится?

Литература

1. Бажан В. О тайне пола. Книга для супругов и молодоженов. – М.: Изд-во ОДИГИТРИЯ, 2008.
2. Понтон Л. Сексуальная жизнь подростков. Открытие тайного мира взрослеющих мальчиков и девочек. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.
3. Рубина Д. Несколько торопливых слов любви. – М.: Эксмо, 2007.
4. Соломатина Т. Акушер – Ха! – М.: Яуза-пресс, 2009.

Сексуальное воздержание для подростков

Нужно ли рассказывать подросткам о безопасном сексе или среди них следует пропагандировать воздержание?

Администрация Буша финансировала уроки сексуального воздержания в школах, которые оказались малоэффективными, и правительство Обамы заменило их сексуальным просвещением. Тем не менее новые исследования выявили преимущество первых.
Доктор Джон Джеммот из Пенсильванского университета доказал, что такие занятия помогают оттянуть момент начала половой жизни подростков. 662 ученика 6–7-х классов разделили на четыре группы. Первой прочитали лекции с акцентированием внимания на рисках ранней беременности и венерических болезней. Второй рассказывали о безопасном сексе. Для третьей соединили оба курса. А занятия с четвертой группой посвятили здоровому образу жизни вообще.
Спустя два года провели анкетирование подростков. Около половины ребят из четвертой группы оказались сексуально активными, в первой таких лишь треть. Больше всего учащихся, приобретших сексуальный опыт, оказалось во второй группе – 52%.
Почему такие уроки сексуального воздержания дали столь положительный эффект, какого не удалось достигнуть с помощью программы Буша? По мнению Джеммота, это связано с тем, что прежде делали упор на греховность добрачного секса, а сейчас – на вред ранних половых связей. Ученый считает, что при проведении данного курса следует применять методы, испытанные на программах сексуального просвещения.

По материалам Интернета

Галина Градусова