Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни – проблема сложная. Решить эту задачу путем передачи знаний, предусмотренных программой начальной школы, невозможно.
Поэтому в вариативную часть учебного плана начиная с первого класса трехлетней и со второго класса четырехлетней начальной школы нами были введены такие предметы, как «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита» и «Твои первые уроки здоровья» (Г.К. Зайцев, 1996). Используя наглядные пособия, продумывая систему вопросов, педагог учит детей находить ответ на поставленные вопросы, обобщает, дополняет и уточняет ответы детей.
На «Уроках Мойдодыра» дети в доступной форме знакомятся с организмом человека и правилами гигиены. Педагоги учат детей беречь осанку, зрение и слух, ухаживать за зубами и кожей. От первого учителя дети узнают, как нужно правильно питаться, организовывать свои сон и режим дня, избегать травм.
Примерные темы занятий:
- Дружи с водой.
- Держи осанку.
- Чтобы глаза видели.
- Приятного аппетита!
- Чтобы уши слышали (см. с. 20).
- Крепкие зубы.
- Пожалей свою бедную кожу.
- Спокойной ночи!
- Руки и ноги тебе еще пригодятся.
- Как настроение?
На «Уроках Айболита» детям объясняют, зачем нужны прививки, что надо знать и уметь, чтобы избежать болезней и несчастных случаев дома, на улице, в транспорте, на воде, как обращаться с электрическим током, как оказать себе или окружающим первую медицинскую помощь при обморожении, ушибах, укусах насекомых.
Примерные темы занятий:
- Откуда берутся болезни?
- Как вести себя во время болезни?
- Как здоровье?
- Осторожно: лекарство!
- Лучше не рисковать.
- Правила на всю жизнь: дома,
на улице, в транспорте.
- Если случилась беда.
На уроках «Твое здоровье» в 3–4-х классах дети под руководством учителя закрепляют умения и навыки по гигиеническому уходу за своим телом, узнают о правилах правильного режима питания и сна в период дальнейшего обучения в школе.
С переходом детей из начальной школы в среднее звено сохраняется преемственность изучения предмета «уроки здоровья». Учащиеся расширяют и укрепляют знания, полученные в начальной школе. Уроки «Твое здоровье» в среднем звене вводятся за счет школьного компонента и проводятся один раз в неделю. Преподавание предмета в 5–8-х классах осуществляется учителями биологии. Трудности организации уроков здоровья в школе заключаются в том, что до сих пор не существует единых утвержденных Министерством образования и науки РФ программ изучения данного предмета. При тематическом и поурочном планировании учителя используют методические пособия, получившие признание в школах укрепления здоровья: Г.К. Зайцев. Твое здоровье: укрепление организма. – СПб., 1998; Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова. Школьная валеология. – СПб., 1997.
В 5-м классе учебная программа включает обучающие занятия и игры на свежем воздухе. Осенью и весной уроки проводятся в Осановской роще и в школьном парке. Дети выполняют творческие работы по ЗОЖ, которые в дальнейшем используются учителем для оформления информационных стендов по экологии.
Планирование уроков «Твое здоровье» в 6-м классе разрабатывается по общей теме «Мой организм».
Сюда включены темы:
- Режим дня.
- Профилактика травматизма.
- Профилактика вредных привычек.
- Укрепление нервной системы.
Для учащихся 7-го класса ведется единый курс «Психология здоровья». В каждом разделе отводится место для проведения тестов, с помощью которых школьники учатся контролировать свои эмоции, настроение, отношение к окружающим.
Курс делится на четыре блока:
- Введение в психологию здоровья.
- Психические состояния человека.
- Эмоции человека.
- Психическая саморегуляция.
Тематическое планирование в восьмом классе строится на основе раздела «Педагогика здоровья» и делится на восемь блоков:
- Воспитание здорового человека.
- Формирование здоровья.
- Здоровый образ жизни.
- Экологическое воспитание.
- Гигиеническое воспитание.
- Как правильно питаться.
- Нравственное воспитание.
- Резервы здоровья.
Целью и результатом обучения предмету «Твое здоровье» является выработка у детей правильного отношения к своему здоровью. С учетом мнения родителей на уроках этого цикла отметки в журнале и дневнике не выставляются.
|