Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2006

Игровая площадка

Авторская программа «Культура здоровья»

Издавна с приближением весны в России начинался цикл обрядовых праздников, которые изгоняли, хоронили зиму – олицетворение холода и смерти, и встречали весну, несущую свет, тепло, пробуждение природы. Эти обрядовые празднества зародились в языческой Руси и позже получили название Масленица, связанное с тем, что в период праздника елось много масленой пищи, «блинов масленых». От названия праздника произошло и появление персонажа Масленицы – своеобразного мифологического божества, которое изгоняли, хоронили или сжигали.
Особенностью русской Масленицы является ее массовая игровая основа. В этой игре принимали участие все, от мала до велика, игра становилась веселым народным гуляньем…
В условиях современной школы можно подготовить и интересно провести проводы русской зимы, пробудить у детей интерес к народным традициям, подвижным играм и состязаниям.
Для этого надо заранее подготовить спортивную площадку: построить снежную крепость, залить ледяные горки, сделать разметки для игр и аттракционов, разработать сценарий праздника, рассчитать время проведения его различных этапов. При составлении сценария следует обратить внимание на подбор народных игр и развлечений, чтобы на празднике школьники могли помериться силой, ловкостью, меткостью, спеть «масленичные» песни, поводить хоровод

Игра «Чехарда» в различных вариантах была издавна распространена у многих народов и народностей нашей страны.

Место проведения – открытая площадка или спортивный зал, количество участников – 4–10 человек.

Участники определяют водящего и оговаривают условия игры.

На площадке проводятся две линии на расстоянии примерно 1 м (по договоренности). Одна – линия старта, на другой располагается водящий, который становится в полусогнутую позу, опираясь руками о колени (по договоренности). Осталь¬ные игроки по сигналу руководителя начинают прыжки. Их задача – оттолкнувшись двумя ногами у линии старта, перепрыгнуть через водящего, опираясь руками о его спину. Если никто не ошибся, то последний игрок определяет новое место водящего (водящий переходит на место приземления последнего игрока). Если кто-либо ошибся или не смог перепрыгнуть водящего, он занимает его место.

Варианты. Последний игрок может изменять способы прыжков и позу водящего, а остальные игроки должны повторить его прыжок. Можно также во время прыжка положить на спину водящего какой-либо предмет, а следующий игрок должен его взять и т.д.

«Лунки». Старинная русская народная игра, развивающая глазомер, точность броска, скоростно-силовые качества и ловкость. Количество игроков – 8–12 человек. Место для игры – четырехугольная площадка, примыкающая одной стороной к стене; каждая сторона равняется 3 метрам. Каждый из игроков выкапывает в снегу на этой площадке в параллельных к стене линиях по ямке и остается на площадке. Ямки отстоят одна от другой на 15–20 см и образуют несколько параллельных рядов. Назначенный водящим становится на черте, проведенной в 10 метрах от вырытых ямок. Его задача – бросить шарик или маленький мяч, стараясь попасть им в одну из ямок; он имеет право на три броска. Если ему не удалось попасть мячом в ямку, он кладет в свою ямку камушек и передает мяч следующему игроку. Если же он попал, все игроки, которые в это время должны стоять хотя бы одной ногой на площадке, разбегаются, за исключением владельца ямки, куда закатился мяч. Последний хватает мяч и старается попасть им в одного из игроков, не удаляясь при этом больше чем на три шага от площадки. Если он промахнулся, то становится водящим. Если он в кого-нибудь попал, то водящим становится осаленный игрок.

«Два Мороза». Все играющие располагаются на одной стороне площадки. Двое водящих – Морозы – стоят, повернувшись лицом к играющим, и говорят:

Мы два брата молодые,
Два мороза удалые.
Я Мороз Красный нос,
Я Мороз Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Дети дружно отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.

Дети перебегают на другую сторону площадки, а Морозы стараются их заморозить (осалить). Те, кого Морозы коснулись, считаются замороженными, т.е. пойманными. После двух перебежек водящие меняются. «С льдины на льдину». В две линии в шахматном порядке обозначаются 6–8 кружков на расстоянии 50 см один от другого – это льдинки. Дети двумя колоннами прыгают на двух ногах, руки – произвольно. Главное – точно приземлиться на льдинку. Победившей считается команда, которая ни разу не ошиблась. Кто быстрее? Играющие становятся сбоку санок, стоящих по кругу. По сигналу надо обежать вокруг санок и вернуться на исходную позицию, подняв вверх руку. При повторении пробежки сесть на санки и хлопнуть в ладоши. Самые быстрые и ловкие ребята получают приз. «Снайперы». На снежном валу устанавливаются 8–10 предметов (кубики, снежки). Дети становятся небольшими группами в 3 м от цели и стараются сбить предметы. Следующая группа приступает к заданию после того, как все предметы будут сбиты. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием. «Северный и южный ветры». Выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту – это северный ветер, другому красную – это южный ветер. Остальные игроки свободно бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше игроков, дотронувшись до них рукой. Замороженные по предварительной договоренности принимают какую-либо позу. Южный ветер стремится разморозить детей, также дотрагиваясь рукой и восклицая: «Свободен!». Через некоторое время водящие меняются – и игра продолжается. «Докати ком». Для игры выбирается место с неглубоким неутрамбованным снегом. По сигналу воспитателя первые игроки начинают как можно быстрее катить ком до указанного места, стараясь увеличить его. Обратно дети возвращаются без кома, бегом. Следующие добегают до кома и начинают катить его в сторону команды. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее и скатавшая ком больших размеров. «Защита снеговика». Одновременно участвуют два команды. На снегу обозначаются два круга диаметром 6 и 17 метров. В центре – снеговик. Команда, начавшая игру первой, размещается за кругом диаметром 17 м и получает мяч. Другая команда («сторожа») располагается между кругами 6 и 17 метров. Игроки за кругом передают мяч друг другу. Уловив момент, они бросают мяч в снеговика. Сторожа стараются поймать или отбить мяч. За каждое попадание дается очко. Через определенный период времени команды меняются ролями. Побеждает команда, набравшая больше очков.

 

Марина Малыхина