Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2006

Школьный возраст

Школьный возраст

Ожирение у девушек-подростков

Ученые-медики Казани провели анкетирование 120 девушек-подростков от 12 до 17 лет с I (57,7%) и II (42,3%) степенями ожирения, а также их родителей. Контрольную группу составили 58 девушек того же возраста с нормальной массой тела и их родители.

Анкета, предназначенная для подростков, охватывала основные моменты их самостоятельного поведения: характер питания, физическую активность, организацию досуга, вредные привычки. При анкетировании родителей учитывали сведения о беременности и родах, о развитии ребенка, наследственности, материальном положении семьи, образовании и профессии родителей, их вредных привычках.

Среди факторов риска ожирения у девушек выявляли биологические и социальные. Из биологических были установлены следующие: наследственные (ожирение у родителей); острые респираторные заболевания в период беременности, поздний токсикоз беременности, кесарево сечение у матери. Кроме того, в группе с ожирением у матерей чаще встречались осложнения родов, в том числе обвитие пуповины вокруг шеи плода и слабость родовой деятельности. Девушки с ожирением чаще, чем контрольные, рождались преждевременно; в этой же группе чаще наблюдался избыток массы тела и/или высокий рост при рождении. Фактором риска последующего ожирения являлось искусственное вскармливание или ранний переход на искусственное вскармливание, перекармливание ребенка в грудном возрасте, использование в детстве и юности пищи в качестве награды, а также прием пищи при малейшем голоде и предпочтение углеводистой пищи.

Из социальных факторов были установлены: хорошее материальное положение семьи, среднее общее или неоконченное высшее образование матери, неполное среднее или среднее образование отца, рабочая профессия матери; наличие неполной семьи или неродного отца.

Что касается образа жизни подростков, то тут выявлены такие факторы, как продолжительный (более 3 часов) просмотр телепередач или видеофильмов, нерегулярные занятия физическими упражнениями, принадлежность к специальной физкультурной группе, освобождение от уроков физкультуры, раннее – с 12–14 лет – употребление алкоголя.

Чем болеют уличные дети

Ученые Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии проанализировали результаты обследования 1562 беспризорных и безнадзорных детей, выявленных при осуществлении социально-медицинских проектов с участием государственных и негосударственных организаций.

При оценке физического состояния уличных детей оказалось, что у 37% из них антропометрические показатели не имели каких-либо отклонений; у остальных таковые были. Этих детей отнесли к диспансерной группе: 40,5% уличных детей – в связи с низкой массой тела и 22,5% – в связи со значительными отклонениями, что требовало дополнительного обследования. В эту последнюю подгруппу вошли дети 8–12 лет; дисгармоничное развитие имели 45,3% девочек и 47,5% мальчиков.

Заболеваемость уличных детей была представлена прежде всего инфекциями и паразитарными болезнями, среди них преобладали чесотка (10,5%), педикулез (60%), глистные инвазии (33%), микозы стоп (65%); отмечалась значительная частота гепатитов В и С, ВИЧ-инфицированности. С большой частотой встречались психические и поведенческие расстройства, что было связано с употреблением алкоголя, летучих растворителей, табакокурения (72% употребляли алкоголь и 36,7% обследованных – токсические и наркотические вещества практически ежедневно). Был выявлен высокий уровень микросоциальной и педагогической запущенности.

Распространенный кариес зубов был выявлен у 87%, болезни эндокринной системы и расстройства питания – у 76%, болезни костно-мышечной системы – у 86%, нервной системы – у 54% (невротические состояния имелись у 54%, проявления малой мозговой дисфункции – у 22%, эпилепсия – у 4%). У 70,5% было отставание в нервно-психическом развитии, у 21,5% – в речевом развитии.

У 10,5% обследованных детей была обнаружена анемия, у 13% – инфекции кожи, у 9% – косоглазие, у 14% – бронхит, у 17% – дисфункция мочевого пузыря, у 11% – цистит.

Таким образом, для уличных детей характерна сочетанная патология. Большинство этих детей имеют хронические заболевания, нередко обусловленные особенностями их образа жизни, отсутствием медицинской помощи и наблюдения.

Система реабилитации при СДВГ

В течение 2001/02 учебного года на базе всех школ г. Нефтеюганска Ханты-Мансий¬ского автономного округа изучалась распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) среди детей в возрасте 7–10 лет. С этой целью осуществлялось анкетирование школьников 1–4-х классов (всего 4532 ученика).

Дети, у которых был выявлен СДВГ, затем проходили обследование у школьного психолога и у невролога детской поликлиники. В итоговое число обследованных не включали детей с наличием в анамнезе инфекций нервной системы, эпилепсии, угрожаемых по развитию психических болезней, имеющих тяжелую логопедическую патологию, глубокие расстройства зрения и слуха, острые и хронические заболевания внутренних органов.

Выявленные в итоге исследования 374 школьника с СДВГ составили 8% от общего числа обследованных. Заболевание в 4,3 раза чаще встречалось у мальчиков: 302 мальчика (13%) и 72 девочки (3%). При анализе распространенности заболевания в воз¬растном аспекте существенных различий выявлено не было. Среди учеников 1-х классов частота СДВГ составила 9%, во 2-, 3-х и 4-х классах – 8%.

Сочетанная форма СДВГ была у 39% обследованных (42% и 26% мальчиков и девочек соответственно); форма с преобладанием дефицита внимания – у 38% (34% и 57%); с преобладанием гиперактивности – у 23% (25% и 17% соответственно). У учащихся 1-х классов чаще всего выявлялась сочетанная форма СДВГ, во 2-х и 4-х классах увеличивался процент детей с преобладанием дефицита внимания (44% во 2-х и 50% в 4-х классах). Количество детей с преобладанием гиперактивности к 4-му классу (10–11 лет) снижалось до 15% по сравнению с первоклассниками (25%).

На основании проведенного исследования была разработана система комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей с СДВГ, которую с 2002 года внедрили во всех школах города. Эта система включала сочетание медикаментозной терапии и методов психокоррекции. Для каждого ребенка программа помощи разрабатывалась индивидуально и включала ряд разделов:

  1. Медикаментозную терапию препаратами ноотропного ряда и витаминами в сочетании с немедикаментозными методами.
  2. Коррекцию поведения ребенка в школе.
  3. Коррекцию поведения ребенка в семье.
  4. Психотерапию в виде индивидуальных и групповых тренингов в Центре психологической помощи населению.
  5. Коррекцию функций внимания с помощью специальных методик.

У 100 детей, наблюдавшихся в течение 2–4 лет с начала внедрения системы, был проведен анализ ее эффективности, который позволил установить, что комплексная реабилитация детей с СДВГ позволяет формировать у них правильные поведенческие установки, развивает когнитивную сферу и улучшает повседневную учебную деятельность, однако без выраженных изменений показателей академической успеваемости.

 

Тимофей Звягин