Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2006

Конкурс

Фитбол исправляет осанку

С 1998 года в школьном оздоровительном центре «Лоза» появилась возможность проводить занятия с использованием специального гимнастического оборудования – фитболов (больших ортопедических мячей) разных размеров (в зависимости от роста ребенка) и разной расцветки (голубые, оранжевые, сиреневые, красные, желтые)

Фитбол – это большой упругий мяч для тренировок. Он может служить как тренажер, как просто предмет, как утяжелитель, поскольку вес его примерно 1 кг. Обладает вибрационным свойством. Занятия на таких ортопедических мячах помогают снять напряжение и мышечный дисбаланс, делают более гибким позвоночник, укрепляют мышцы спины и живота – создают «мышечный корсет» и формируют правильную осанку. Занятия на фитболах улучшают общее самочувствие, повышают психоэмоциональный тонус.

При оптимальной, нарастающей и систематической нагрузке создается мышечный корсет вокруг позвоночника, более интенсивным становятся крово- и лимфообращение, обмен веществ в межпозвонковых дисках. Нормализация состояния позвоночника способствует улучшению функции внутренних органов, так как каждый позвонок взаимосвязан с одним из них.

Гимнастика на мяче заставляет работать не только крупные мышечные группы, но и пассивные мышцы, дает возможность задействовать в выполнении упражнений глубокие мышцы и не приводит при этом к чрезмерной нагрузке на спину.

Лечебный эффект возникает прежде всего под воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы.

Легкая вибрация действует на нервную систему успокаивающе, интенсивная – возбуждающе. Вибрация помогает лучшему оттоку лимфы и венозной крови, повышает сократительную способность мышц, стимулирует надпочечники; усиливаются перистальтика кишечника, функции печени, почек, сердечно-сосудистой системы; тренируются мышцы тазового дна, то есть происходят лечение и профилактика патологии мочеполовой системы. Улучшается деятельность спинного и головного мозга, нормализуются обмен веществ, функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышаются защитные силы и сопротивляемость организма.

Вибрация по своему физиологическому воздействию сходна с верховой ездой, которая приносит пользу при лечении остеохондроза, сколиоза, ДЦП, заболеваний позвоночника, ЖКТ, сердца, нервной системы, ожирения.

Чтобы сохранить устойчивое положение на мяче, нужно свой центр тяжести совместить с центром тяжести мяча (тренировка вестибулярного аппарата, координация движений).

Криво сидеть на мяче невозможно – теряются равновесие и баланс, что приводит к падению. Ровная посадка на мяче способствует формированию навыка правильной осанки.

Упражнения в позе лежа на мяче выполнять гораздо труднее, чем на полу: работают самые мелкие и глубокие мышцы, чтобы удержать равновесие и туловище симметрично. Но при этом решается задача создания мышечного корсета, укрепления мышц спины и брюшного пресса.

«ЧТО ТАКОЕ КРАСИВАЯ ОСАНКА?»
(Занятия для школьников младших классов)

Цель: предупреждение и коррекция заболеваний и функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, нервной и иммунной систем, зрительного анализатора, а также воспитание потребности беречь и укреплять свое здоровье.

Задачи: снятие физического и психического утомления, профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия, предупреждение близорукости, развитие мелкой моторики.

Оборудование: большие ортопедические мячи – фитболы (8 шт.), массажные колючие мячики, магнитофон, кассеты с музыкой.

Вводная часть

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и покажем, какие упражнения нужно делать для того, чтобы иметь красивую осанку и быть здоровыми.

Начинается наше занятие, как всегда, с коррекции осанки у стены: стопы параллельно друг другу на ширине стопы. Пятками, ягодицами, лопатками, затылком прижаться к стене. Лоб и подбородок на прямой линии – параллельно полу. Закрыть глаза, сосредоточиться на своих мышечных ощущениях – 1 мин. Открыть глаза, сделать шаг вперед, сохраняя правильную осанку. Сделать шаг назад к стене и проконтролировать правильность осанки у стены.

Скажите: а кто знает, для чего мы так стоим? (Смысл правильного ответа: для того, чтобы подровнять спинку и принять правильную, красивую осанку, то есть чтобы наши мышцы вспомнили, как правильно держать тело в вертикальном положении.)

А кто может сказать: что же такое правильная осанка? (Смысл ответа: правильная осанка – это прямая спина и расправленные плечи, живот втянут.)

Сегодня на уроке мы с вами разучим комплексы упражнений, которые помогут держать спинку ровно как во время уроков, так и в течение всего дня.

Садимся на мячи.

Давайте вспомним, как правильно сидеть на мяче. (Смысл ответа: ноги на ширине плеч, стопы плотно прижаты к полу, спина прямая, руки лежат на коленях или опущены вниз.)

Упражнения для шейного отдела

1. «Любопытная Варвара» (поворот головы вправо – влево).

Выполнение: поворот головы вправо – прямо; поворот головы влево – прямо. Повторить по 3–4 раза в каждую сторону.

2. «Достанем ухом до плеча»

Выполнение: наклоны головы к правому плечу – прямо; к левому плечу – прямо. Повторить по 3–4 раза в каждую сторону.

3. Релаксация «поза кучера» (снятие напряжения с мышц шеи и спины).

Выполнение: уронить голову, округлить спинку, локти лежат на коленях. Продолжительность – 1–2 мин. под спокойную музыку.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса

1. «Собираем яблочки»

Выполнение: тянуться руками поочередно вверх. Повторить 4–5 раз каждой рукой.

2. «Отрезаем плохие отметки»

Выполнение: руки скрестить перед грудью – развести в стороны. Повторить 4–6 раз.

3. «Круговые вращения согнутыми руками»

Выполнение: руки к плечам – круговые вращения одновременно вперед 4 раза, назад (соединив лопатки) 4 раза.

4. «Сбрасываем обиды, проблемы, неудачи»

Выполнение: движения плечами вверх – вниз. Повторить 6–8 раз.

5. «Ракета»

Выполнение: поднять плечи вверх – вдох; держать на счет 1–2–3 на задержке дыхания – отвести назад, не опуская, держать на счет 1–2–3; на выдохе – опустить вниз, ладони параллельно полу тянем вниз, макушкой вверх (самовытяжение) на счет 1–2–3; расслабиться. Повторить 3 раза.

6. «Силачи»

Выполнение: руки согнуть в локтях, спина прямая; соединить руки вместе перед лицом, затем развести в стороны, соединяя лопатки. Повторить 4–6 раз.

Упражнения для талии

1. «Часики»

Выполнение: руки положить на мяч; выполнять наклоны вправо – влево, руками коснуться пола. Повторить 8–10 раз.

2. «Красивая талия»

Выполнение: поставить руки на пояс, выполнять круговые вращения тазом сначала вправо, затем влево. Повторить 8–10 раз.

3. «Повороты»

Выполнение: руки перед грудью, повороты вправо – влево с разведением рук. Повторить по 4 раза в каждую сторону.

4. «Вперед – назад»

Выполнение: руки на коленях, ноги неподвижны, покататься вперед – назад. Повторить 6–8 раз.

Упражнения для ног

1. «Выставление ноги на пятку»

Выполнение: выставить правую ногу вправо на пятку, вернуться в и.п.; выставить левую ногу влево на пятку, вернуться в и.п. Повторить по 3–4 раза каждой ногой.

2. «Выставление ноги на носочек»

Выполнение: выставить правую ногу вправо на носочек, вернуться в и.п.; выставить левую ногу влево на носочек, вернуться в и.п. Повторить по 3–4 раза каждой ногой.

3. «Потопаем»

Выполнение: ноги вместе, поочередно поднимать ноги вверх и издавать топот. Продолжительность – 1 мин.

Упражнения для мышц спины

Лежа на спине

1. «Поднимание головы»

Выполнение: ноги согнуты в коленях, стопы на полу, руки за головой. Поднять голову и опустить. Повторить 4–6 раз.

2. «Качельки»

Выполнение: лежа на мяче, выполнять покачивающие движения ногами. Повторить 8–10 раз.

3. «Повороты туловища»

Выполнение: поворот туловища влево, правый локоть тянется влево; и наоборот.

Лежа на животе

1. «Плавание»

Выполнение: упор руками на полу, ноги на весу, выполнять «кроль» ногами.

2. «Тачка»

Выполнение: ходьба на руках вперед – назад. Выполнить 5 раз.

3. «Качельки»

Выполнение: стоя на коленях; руки лежат на мяче; оттолкнуться коленями от пола – упор на руки; вернуться в и.п. Повторить 6 раз.

Упражнения на равновесие

1. «Звездочка»

Выполнение: лежа на мяче на животе, руки и ноги развести в стороны. Удержать равновесие.

2. «Наездник»

Выполнение: сидя на мяче, обхватить мяч ногами с двух сторон, руки на поясе или в стороны.

Упражнения с массажными колючими мячами

  1. Покрутить мяч в руках.
  2. Покатать мяч по руке вверх – вниз.
  3. Покатать мяч по грудной клетке.
  4. Покатать мяч по щекам, по лбу.
  5. Покатать мяч поочередно ногами.

Релаксационный настрой

«Водопад» (медленная музыка)

Учитель. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. Представьте, что вы стоите возле водопада. Горный воздух свеж и приятен. Погода замечательная: светит теплое солнце, небо голубое, и дует легкий ветерок. Вам дышится легко и свободно. Вы смотрите на водопад, видите, как в нем отражается легкий белый свет, и чувствуете, как он переходит и льется по вашему лбу, затем по лицу, шее… Свет течет по вашим плечам, помогая им расслабиться. Течет дальше по груди… по животу… по ногам. Свет гладит ваши руки и пальчики. Свет наполняет вас спокойствием. С каждым вдохом вы чувствуете себя все более спокойно и расслабленно.

А теперь потянитесь, сделайте глубокий вдох и на счет «три» откройте глаза. Вы полны свежих сил и энергии.

Игра «Ворона»

Дети стоят в кругу. Кидают мяч точно друг другу в руки. Тот, кто уронит, выходит из игры: он – «ворона».

Игра «Грузим арбузы»

Дети стоят в кругу и быстро передают друг другу мяч, не роняя его. По свистку меняется направление движения мяча.

Итог урока

Учитель. Скажите, пожалуйста: чему же мы учились весь этот урок? (Смысл ответа: держать спину ровно, тренировать мышцы и т.д.)

Для чего это нужно? (Смысл ответа: если ровная спинка – значит, человек здоров.)

Ребята, наше занятие подошло к концу. Подойдите к стеночке и еще раз подровняйте спинку. (Дети ровняют спину у стены.)

Желаю вам здоровья, до свидания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Кропотов Ю.Д. Гиперактивный ребенок. – СПб.: Издательская компания «Невский проспект», 2004.
  2. Вайнер Д. Массаж, гимнастика, йога для детей раннего возраста. – СПб.: КОРОНА-принт, 2003.
  3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет. – М.: Аркти, 2003.
  4. Ермакова И.А. Мой веселый звонкий мяч (упражнения с мячом для самых маленьких). – СПб: Литера, 2006.
  5. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня до 6 лет. – СПб.: КОРОНА-принт, 2004.
  6. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. – СПб.: КОРОНА-принт, 2005.
  7. Страковская В. Помогите малышу подготовиться к школьной жизни. – М.: Терра-Спорт, 2000.
  8. Тарабарина Т.И. Ребенок от рождения до 3 лет. – Ярославль: Академия развития, 2004.

 

Ирина Ермакова