Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2006

Конкурс

Дыхание – это жизнь

Лидия МИШНИНА,
учитель биологии
МОУ «Акбулакская средняя
общеобразовательная школа № 3»,
Оренбургская область

Дыхание – это жизнь

Разработка урока в курсе биологии 8-го класса
(«Человек». Авт. Н.И. Сонин)*

На современном уровне образования, ориентированного на сохранение и укрепление здоровья школьников, у учащихся должна формироваться определенная система гигиенических правил и убеждений. Формирование гигиенических навыков неразрывно с самовоспитанием, поэтому при разработке уроков необходимо учитывать следующее: целесообразно начинать урок с повторения теоретического материала (тест – наиболее удобная и экономичная форма работы); желательно использовать технологии коллективного и группового обучения, а также предварительное ознакомление с новым материалом и проведение практических работ, что расширяет объем рассматриваемого материала; создавать ситуации интереса, поскольку это повышает значимость формирования санитарно-гигиенических норм поведения в глазах ребенка, а ненасильственное привлечение учащихся к процессу познания поможет создать личностную мотивацию. Кроме того, нужно помнить, что многое зависит от личности учителя, от глубины его убеждений и примера личного поведения.

Тема урока:
«Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения»

Задачи: познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде, правилами дыхания; обучить приемам оказания первой помощи при нарушении дыхания; сформировать гигиенические правила дыхания и навыки искусственного дыхания; дать знания о вредном воздействии курения на органы дыхания; обобщить сведения о взаимосвязи дыхания и кровообращения.

Оборудование: наглядные пособия «Органы дыхания», «Кровеносная система».

Учитель знакомит ребят с темой и задачами урока, а для повторения пройденного материала предлагает ответить на следующие вопросы:

  • Каковы особенности строения и функции дыхательных путей?
  • Какова роль крови и кровообращения в дыхательной функции?
(Дети отвечают на вопросы.)

Учитель предлагает детям самостоятельно прочесть текст в учебнике и ответить на вопросы:

  • Чем вредна пыль для организма?
  • Какова роль влажной уборки помещений?
  • Почему необходимо проветривание классных комнат во время перемен?
(Дети отвечают на вопросы.)

Учитель корректирует их ответы и переходит к объяснению нового материала.

1. Воздушная среда жилых помещений

Возбудители капельной и особенно пылевой инфекции постоянно находятся в воздухе и по¬падают на слизистые оболочки дыхательных путей. Однако далеко не всегда человек заболевает – этому препятствуют защитные силы организма. Известно, что сопротивляемость организма инфекциям не всегда одинакова. Усталость, переохлаждение и даже плохое настроение, вызванное неприятностями и огорчениями, – все это может резко понизить сопротивляемость организма. Возбудители инфекции начнут усиленно размножаться, и человек заболевает. Частой причиной заболевания оказывается переохлаждение. Человек промочил ноги, промерз – сопротивляемость организма понизилась, появился насморк, иногда и кашель.

Так начинается воспаление дыхательных путей, которое проявляется такими заболеваниями, как грипп, ОРЗ, ОРВИ.

(В ходе объяснения учащиеся находят ответ на вопрос, записанный на доске: «Что может привести к понижению сопротивляемости организма инфекциям и к заболеванию дыхательных путей?» – и высказывают соображения о роли закаливания в повышении устойчивости организма к переохлаждению.)

2. Болезни органов дыхания и их предупреждение

  1. Почему, победив такие страшные заболевания, как чума, черная оспа, человек не может ликвидировать респираторные вирусные инфекции?

Для того чтобы учащиеся смогли ответить на этот вопрос, учитель предлагает прочесть специально приготовленный текст и проводит групповую работу с этим текстом:

Воздушно-капельный путь распространения инфекций считается самым быстрым: достаточно одному больному начать чихать в помещении – и заражаются все присутствующие.

Распространению вирусных инфекций способствуют интенсивное развитие средств коммуникации и относительная легкость заболевания. Заболевшие не госпитализируются и не изолируются от окружающих.

В организме отсутствуют эффективные механизмы борьбы с респираторными вирусами: иммунитет вырабатывается в течение недели (отсюда и средняя продолжительность действия респираторных вирусных инфекций).

Вирусам свойственна высокая изменчивость антигенных свойств, что не позволяет приготовить вакцину, которая была бы пригодна для повторных эпидемий вируса того же типа.

Учитель обращает внимание на следующий факт: широкое распространение получили такие заболевания, как рак и туберкулез легких, – и предлагает рассмотреть таблицу 1, в которой указаны сведения о данных заболеваниях.

Таблица 1

Что важное для себя вы должны вынести из этой таблицы? Учащиеся отмечают: в лечении этих заболеваний важна ранняя диагностика, поэтому флюорографию должен проходить каждый человек хотя бы раз в два года, чтобы предупредить или не запускать болезнь.

3. Гигиена органов дыхания

После прочтения соответствующего текста учебника учитель предлагает ответить на вопросы:

  • Какое дыхание считается правильным?
  • Почему нужно дышать глубоко и спокойно?
  • Что является важным условием правильного дыхания?

Правильные ответы учащихся:

  • Спокойное, но глубокое и в определенном ритме, согласованное с мышечными движениями.
  • При глубоком дыхании отмечается массирующее влияние дыхательных движений на сердце, желудок и кишечник, на приток крови к сердцу.
  • Развитые мышцы грудной клетки, правильная осанка.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ДЫХАНИЯ:

  • Дышать нужно глубоко и размеренно.
  • Движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом*.
  • Гребля, ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание.
  • Полезно бывать на свежем воздухе.
  • Дышать надо через нос.
  • При кашле и чихании следует закрывать нос и рот платком.
  • Важно бороться с пылью на улице и в помещении.
  • Для правильного дыхания важна правильная осанка.
  • Курение вредно для органов дыхания и всего организма.

4. Первая помощь при нарушении дыхания

Группе учащихся заранее была предложена самостоятельная работа с дополнительной литературой по определению причин нарушения дыхания и оказанию первой помощи по каждому случаю. Отдельные учащиеся делают сообщения о первой помощи при нарушении дыхания.

Все работают с таблицей 2.

Таблица 2

ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ

Для практической работы с учащимися приглашен медицинский работник школы. Он знакомит с последовательностью действий при искусственном дыхании.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИСКУССТВЕННОМ ДЫХАНИИ

  1. Пострадавшего кладут на спину.
  2. Освобождают тело, грудь и живот от давящих частей одежды.
  3. Под лопатки подкладывают валик из одежды.
  4. Голову откидывают назад так, чтобы шея и подбородок составляли единую линию.
  5. Через рот пострадавшему нагнетают выдыхаемый воздух.
  6. Нагнетание воздуха проводится через марлю или платок.
  7. При нагнетании воздуха через рот пострадавшему плотно закрывают ноздри.
  8. Нагнетание воздуха осуществляют с частотой 12–20 раз в минуту.

5. Курение и дыхание

Учитель предлагает прочесть текст учебника «Состав табачного дыма и его действие на организм» и уяснить, с чем связан вред курения. Дети знакомятся с текстом и отмечают, что вредное влияние курения на органы дыхания проявляется:

  • в раздражающем действии веществ табачного дыма на слизистую оболочку дыхательных путей;
  • в канцерогенном действии бензопирена и радиоактивных веществ;
  • в высокой химической и биологической активности неорганических соединений, содержащихся в газовой фракции табачного дыма, в частности, оксида углерода.

Затем учитель организует самостоятельную работу с приложением (см. с. 34).

Дает задание: обосновать вредное влияние курения на органы дыхания.

Фактами из прочитанного текста и личных наблюдений учащиеся объясняют вредное влияние курения на организм.

Учитель (делая вывод). Курение нарушает нормальный режим труда и отдыха. Связано это и с вредным действием никотина на центральную нервную систему, и с тем, что желание курить может появляться во время урока и отвлекать от занятия. Курящие ученики сразу после урока устремляются на поиски места для курения, в облаках дыма проходит время для отдыха. Кроме головной боли, раздражительности и сниженной работоспособности, совместное действие никотина и других ядовитых веществ принести не может.

Проблема курения существует и для учащихся любой школы, хотя отношение к курению даже у тех, кто курит, негативное.

Учащиеся, проводившие анкетирование среди учеников 5–11-х классов, сообщают результаты своих исследований.

Закрепление

I вариант (если были затруднения при изучении новой темы): учитель предлагает краткое повторение изученного материала.

(Дети называют главные положения темы урока.)

II вариант: учитель задает вопросы для обсуждения:

  • Почему говорят: «Чистый воздух – лучший доктор»?
  • Почему хорошая осанка способствует правильному дыханию?
  • Почему выгодно дышать глубоко, но не очень часто?
  • Что лучше производить при сгибании туловища – вдох или выдох?
  • На каких знаниях анатомии и физиологии основаны приемы искусственного дыхания?

(Дети аргументированно отвечают на вопросы.)

Домашнее задание. Учитель предлагает задания по выбору:

  • Сформулировать правила по гигиене дыхания для стенда «Здоровье легче сохранить, чем потом себя лечить».
  • Разработать рекомендации для учащихся, пропускающих школьные занятия по причине острых респираторных заболеваний.
  • Составить памятку курильщику «Курить – себе вредить».

* Помимо публикуемой, автором присланы на конкурс разработки уроков по темам: «Заболевания почек и их предупреждение», «Опорно-двигательная система».
* Ритм, при котором вдох короче выдоха, облегчает деятельность, потому что во время вдоха происходят возбуждение двигательного центра и понижение возбудимости других отделов мозга. При выдохе наблюдается обратное. Тонус мышц и сила сокращения возрастают во время выдоха. У боксера, гребца момент наибольшего усилия совпадает с хорошо слышимым выдохом.

Голосовые связки курящих находятся в состоянии хронического воспаления (отсюда и типичные для курящих огрубление и осиплость голоса, что особенно заметно у женщин). Слизистая оболочка трахеи и бронхов раздражена и воспалена, активность мерцательного эпителия значительно снижена, вследствие чего дренажная функция ослаблена. Это, в свою очередь, способствует застою грязесерой мокроты у курящих: удаление ее из дыхательных путей делается возможным лишь путем кашля, так как обычный путь – за счет движения ресничек мерцательного эпителия – становится недостаточным.

Курение ведет к гипоксии, поскольку угарный газ табачного дыма блокирует часть гемоглобина – и дыхательная функция крови нарушается. Хроническое гипоксическое состояние в молодом возрасте ведет к отставанию в физическом развитии, ухудшению показателей умственной и физической работоспособности, снижению производительности учебного труда, повышенной утомляемости.

По статистике разных стран курящие заболевают раком легких в 10–30 раз чаще некурящих, раком гортани – в 6–10 раз, раком пищевода – в 2–6 раз. Смертность курящих в молодом возрасте на 30–40% выше, чем среди некурящих.

 

Лидия Мишнина