Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2009

Учительская

Секс – это очень серьезно

Физиком и математиком быть не всем, а вот мужем и женой, отцом и матерью – всем. Вот почему половое воспитание  является если не главенствующим,  то очень важным в общем воспитании  детей и подростков.

А.С. Макаренко

Люди делятся на мужчин и женщин...

В статье речь пойдет о сексе1, который мы будем рассматривать как биологический признак, по которому люди делятся на мужчин и женщин: первые – оплодотворяют, вторые – вынашивают, рожают и кормят грудным молоком. Для успешного выполнения мужчинами и женщинами репродуктивных функций природа cоздала их разными: с различным анатомическим строением, различной физиологией и различными врожденными способами поведения для привлечения партнера, взаимодействия с ним до, во время и после оплодотворения, а также участия в воспитании рожденных детей. Биологически во многом мы различаемся, но схожи в сильном взаимном стремлении друг к другу с целью репродукции. И в этом залог выживания человеческого рода.
Секс, сексуальность и сексуальное поведение человека, помимо репродуктивной, безусловно, может иметь и другие цели. Например, секс как проявление любви к партнеру (телесная и духовная составляющие любви); секс как форма общения; секс для получения собственного физического удовольствия; секс для снятия тревоги или агрессии; секс как демонстрация иерархического превосходства (часто в гетерогенных, закрытых обществах – тюрьма, армия); секс как способ самовыражения; секс как средство заработка; секс как часть мистического, религиозного ритуала и т.д.2
Начиная с З.Фрейда психоаналитики выделили периоды наибольшего интереса человека к сексуальной сфере: 1) от трех до пяти-шести лет; 2) начало полового созревания; 3) начало регулярной половой жизни взрослого человека.

Первая «сексуальная революция»

Итак, от трех до пяти-шести лет – первая «сексуальная революция». Мальчики и девочки интересуются своими и чужими половыми органами, подсматривают, показывают, влюбляются в родителя противоположного пола, спрашивают: «Откуда берутся дети?» – смущаются, экспериментируют сами с собой и немножко с противоположным полом. Все невинно, как и любая другая исследовательская деятельность, хотя не без физического удовольствия. Но и не без тревоги, поскольку они улавливают напряжение взрослых, витающее вокруг данной темы. В этом возрасте активно идет половая идентификация. Если все в порядке, то к 5–6 годам мы должны услышать, например, от мальчика: «Конечно, я – мальчик. Поэтому я одеваюсь, как одеваются мальчики, веду себя как мальчики»; «Когда я вырасту, то стану сначала мужчиной, а потом дедушкой»; «Когда я вырасту, я стану как мой папа, а как мама или бабушка не стану никогда», «Быть мальчиком – это хорошо!».
Взрослые непременно должны удовлетворить любопытство ребенка 3–6 лет относительно его появления на свет, но только по его собственному запросу. Желательно, чтобы с девочкой говорила мама, а с мальчиком – папа. Можно взять одну из научно-популярных детских книжек, написанных именно для этого возраста3, и объяснить ребенку следующее.

1. Если ты девочка, то ты вырастешь и станешь женщиной, примерно вот такой, как на этом рисунке. Женщин отличает наличие женской груди – молочных желез, более широких, чем мужские, бедер и наличие женских наружных и внутренних половых органов – влагалища, матки и других, которые нужны для рождения малыша. Когда мальчик вырастает, он становится мужчиной, примерно таким, как на этом рисунке.
2. Взрослые мужчина и женщина могут полюбить друг друга, они станут жить вместе – будут заботиться друг о друге, проводить много времени в общих делах, разговорах, прогулках. Они могут мечтать о своем будущем общем ребенке. Полюбившие друг друга взрослые люди целуют друг друга, обнимают, ласкают. Когда их обнаженные тела соприкасаются, может произойти зачатие нового человека4. Тогда наступает беременность, и женщина на протяжении 9 месяцев вынашивает в своем животе их общего с любимым мужчиной ребенка.
3. Малыш в животе растет, будущий папа оберегает маму, помогает ей во всем. И хотя малыш еще не родился, он уже умеет отличать голоса родителей от голосов других людей, рассматривает свои ручки и ножки, играет с ними, постукивает изнутри в мамин живот, заявляя о себе.

4. Ребенок рождается из маминого живота через влагалище, которое во время родов раскрывается настолько, чтобы ребенок мог выйти наружу. Обычно роды проходят в родильном доме, маме помогает врач.
5. Новорожденный малыш совсем беспомощный, ему нужно много спать и часто питаться, а питается он грудным маминым молоком. Когда он голоден, или замерз, или соскучился, он сообщает об этом родителям громким плачем. Зато когда ему хорошо, он улыбается и смеется на радость всем. С помощью мамы, папы и других взрослых ребенок растет, растет, растет, пока совсем не вырастет во взрослого человека. Затем он женится, и у него появится свой ребенок или несколько детей. К этому времени его родители уже станут старенькими, а может быть, даже умрут от старости. Но подрастают его дети, которые рождают своих детей, и так будет бесконечно.
6. Хочешь узнать историю своего рода? Мы можем составить генеалогическое древо нашей семьи на несколько поколений назад. С фотографиями и жизненными историями родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек и т.д. (Кстати, генеалогическое древо с ребенком можно строить и в другую сторону, в будущее, рассуждая так: сейчас ты один, когда подрастешь и женишься, у тебя появятся дети. Сколько детей? Они потом тоже женятся, и у них тоже будут дети – твои внуки. Сколько их будет? У твоих внуков появятся свои дети, и когда ты будешь глубоким старичком/старушкой, у тебя будет ... детей, ... внуков, ... правнуков.)

К семи годам дети переключают внимание на учебу и общение со сверстниками. Вопросы пола отступают на второй план. В этом возрасте вряд ли они будут спрашивать взрослых: «Откуда берутся дети?» – так как появляется стеснительность, разговоры на тему секса уходят под запрет. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте на доступном языке, без пошлостей и скабрезностей, а с другой стороны – без ложной скромности поговорить с ребенком «про это».
Внимание, родители! На протяжении всего взросления, начиная примерно с трех-четырех лет, мама перед сыном, а папа перед дочерью не должны представать в обнаженном виде и участвовать в мытье ребенка противоположного пола. Не нужно лишний раз возбуждать ребенка, и без того заинтересованного темой секса в данном возрасте. Объятия и поцелуи родителей при собственном ребенке возможны и желательны, если только они не насыщены страстью, а являются выражением душевного расположения и любви. Ребенок должен узнать, что секс – это интимно.

Вторая «сексуальная революция»

Вторая «сексуальная революция» стартует в связи с началом полового созревания. Из-за акселерации5 у современных подростков половое созревание начинается раньше. В 50–60-х годах ХХ века регулы у девочек начинались в возрасте 13,5–14,5 года, у мальчиков поллюция – в возрасте 15–15,5 года. Сейчас у девочек менструация начинается в возрасте 11,5–12 лет, у мальчиков поллюция – в 12–12,5 года. Первые менструации и поллюции не означают, что подростки биологически уже могут стать родителями. Половозрелые сперматозоиды в семенной жидкости, способные оплодотворить яйцеклетку, появляются через полгода-год. Поэтому уже в 13 лет подросток может стать отцом семейства. У девочек на формирование внутренних женских органов до взрослого состояния уходит 3–4 года, и к 14–15 годам в кровь начинают поступать гормоны, которые стимулируют девочку к сексуальной близости с противоположным полом. Влюбленность, желание иметь ласку и интимную близость, создать семью и родить дитя – это не распущенность наших девочек. Это в них заговорила природа. Однако многие другие внутренние органы и системы организма девочки к этому возрасту еще не достигли полной зрелости. И если девочка рано забеременела, во-первых, прерывается ее физическое развитие, так как на двоих клеточного «строительного материала» не хватает, и, во-вторых, в результате часто рождается ребенок физически ослабленным или умственно отсталым6. Акселерация ускорила начало полового созревания, а общие законы созревания всего организма не отменила. Также юные родители еще не могут полноценно работать и зарабатывать на себя и своего ребенка. Они не созрели личностно, то есть не готовы полностью нести ответственность за свои поступки. Получается, что к 13–15 годам наши подростки, которые из-за активной деятельности половых гормонов уже хотят сексуальной близости, ни биологически, ни морально, ни социально, ни юридически на это права не имеют.
В различных культурах мира по-разному разрешается противоречие между половой зрелостью и прочей незрелостью подростков. В строгой мусульманской традиции девушке в первый день месячных надевается паранджа, которая делает ее недоступной для всех, кроме будущего мужа и близких родственниц. В католической культуре Латинской Америки юная девушка в церкви дает обет Богу, что сохранит девственность до замужества. В некоторых племенах колумбийских индейцев девушку отселяют в отдельную хижину, откуда она не выходит на протяжении трех лет, вплоть до своего замужества. В западной культуре, к которой принадлежит и современная Россия, ставка делается на моральные нормы, которые передаются подросткам через воспитание. Общая идея – целомудрие и воздержанность до полной физической, юридической, социальной и т.д. зрелости, поскольку это выгодно и обществу, и самим подросткам.

Во главу полового воспитания (в отличие от сексуального) ставится не физическое удовольствие, а безопасность собственного здоровья, здоровья своего партнера, а также здоровья будущих детей. Однако мы выступим против истины, если будем говорить с подростками только о репродуктивной цели секса. Подросткам секс представляется сначала как манящее к себе удовольствие. Это естественно, это закон природы. Если мы поставим запрет на сексуальное удовольствие, то есть на секс, мы можем породить сейчас и в будущем проблемы у наших подростков. Проблемы могут выразиться в отклонениях в личностной или половой сфере: сексуальные извращения, психогенная импотенция, излишняя фиксированность на сексе («запретный плод сладок»). Мы говорим им, что секс – это удовольствие, но оно не единственное, и стараемся переключить их на другие области деятельности, где они могут самореализоваться (в первую очередь – это общение со сверстниками и учеба), получать физическую разрядку (спорт и физический труд). З.Фрейд называл это сублимацией.
Вот основные идеи, которые мы должны донести до подростков: начинать половую жизнь лучше после 18 лет; если начали раньше восемнадцати, то нужно уметь грамотно предохраняться; нежелательно менять партнера; нужно готовить себя к осознанному родительству и т.д. К сожалению, для подростков подобные призывы менее привлекательны, чем те соблазны, которые транслируют и как бы позволяют Интернет, телевидение, кино, реклама, а главное – подростковая субкультура как источник информации и мотивации. Субкультура ненаучна, поэтому опасна. Встречаясь с подростками, авторы слышат вопросы, которые отражают мифы, кочующие из школы в школу, из поколения в поколение. У девочек: правда ли, что месячные становятся менее болезненными после того, как девушка потеряет девственность? Правда ли, что, если после потери девственности больше не вступать в половые отношения с мужчинами в течение трех лет, девственная плева зарастет? Правда ли, что если перед половым актом есть кислую пищу, то зачатия не произойдет? И так далее. У мальчиков больше всего забот относительно «ненасытности» девушек и «расплаты» за онанизм.
Первым и главным ресурсом полового воспитания подростков остается семья. Дети наблюдают пример своих родителей и прочих родственников и могут поговорить с ними «про это». Традиционно папа берет на себя труд обсудить вопросы секса с сыном-подростком, мама – с дочерью (содержание бесед см. ниже). Должна ли школа брать решение данного вопроса на себя? Несомненно, должна – задавая общекультурный тон, в целом отслеживая и корректируя психосексуальное развитие своих воспитанников, помогая им развиваться в рамках принятых в нашем обществе норм и правил (исключая субкультурное развитие), формируя здоровый климат и грамотное отношение к данным вопросам.
Сделать это возможно в рамках системного подхода: 1) школа вырабатывает единую стратегию в вопросах полового воспитания своих учеников; 2) педагоги проходят обучение медицинским и гендерным основам психосексуального развития человека; 3) подростки изучают специальный курс, в котором рассматриваются вопросы анатомии и физиологии половой сферы, ответственного отношения к здоровью репродуктивной сферы (своей и потенциального партнера), планирования осознанного материнства/отцовства. Далее конспективно излагается такой спецкурс для подростков, составленный авторами и не без позитивных результатов проводимый в нескольких образовательных учреждениях г. Москвы.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта ProstatitMD, который поможет многим мужчинам избежать знакомства с простатитом, а тем, кто все же столкнулся с проблемой воспаления предстательной железы, успешно с ней справиться. Из материалов, представленных на сайте prostatitmd.ru Вы подробно узнаете обо всех существующих на сегодняшний день причинах заболевания, этапах его развития и возможных нежелательных последствиях. Информация об анализах при простатите, методах его диагностики и лечения, в том числе и народными средствами, о современных медицинских препаратах поможет вовремя обратить внимание на тревожные симптомы и найти правильный путь к полному выздоровлению.

Обязательные условия

  • Вести занятия может педагог или психолог, хорошо изучивший медицинскую сторону вопроса, или же врач, умеющий находить контакт с подростковой аудиторией. Желательно, чтобы ведущий сам имел успешный семейный и родительский опыт7.

  • Спецкурс читается раздельно. С мальчиками занимается мужчина, с девочками – женщина. На время занятия в кабинете за закрытыми дверями находятся только педагог и ученики. Сразу оговаривается правило конфиденциальности: все личные вопросы, которые обсуждаются на занятии, за его пределы никем не выносятся.

  • Группы должны быть одновозрастными. Для мальчиков оптимальный возраст – 8–9-й класс, для девочек – 7–8-й класс. Физиологически они подошли к началу полового созревания, интеллектуально – к тому, чтобы воспринимать преподносимую информацию.

  • Педагог использует только медицинские термины, приучая учащихся к тому, что на серьезные темы нужно говорить серьезным медицинским, а не бытовым языком. Идею серьезности темы педагог транслирует всем своим видом, а также подчеркнутой строгостью костюма.

  • В качестве иллюстративного материала используются схематические рисунки, отражающие суть физиологического процесса, а не художественное сходство с реальными половыми органами. С девочками подробно рассматривается анатомия и физиология женских половых органов, с мальчиками – мужских. В общих местах (настаиваем на этом) используются схемы.

  • В конце каждого занятия нужно оставлять время для ответов на животрепещущие вопросы. Желательно, чтобы ведущий мог продиктовать подросткам свой номер телефона, электронный адрес или назначить время приема по личным вопросам для тех, кто хотел бы обсудить интимные вопросы «с глазу на глаз».

  • Тема секса для подростков является значимой. Педагогам и родителям нужно быть готовыми к тому, что по окончании занятий на протяжении некоторого времени подростки будут бурно обсуждать полученную информацию, шутить, смеяться, привлекать к себе внимание лиц противоположного пола, громко говорить, много двигаться, вести себя провокационно. Все это – нормальное проявление разрядки (как физиологической, так и эмоциональной) и психологических защит (в нашей культуре традиционно неловко говорить о сексе, поэтому шутки на тему секса становятся наиболее социально приемлемой формой реагирования). Задача педагогов – принять поведение подростков как нормальное, не тревожиться и не создавать особого ажиотажа вокруг темы секса. Поддержать подростков, сказав, что секс – это очень важная часть жизни человека, но не единственная. Постараться отвлечь их, предложив физическую разгрузку, однако без эротического компонента. Например, в данном случае не будут уместны сауна, плавание в бассейне и парные танцы, а пробежка и садовые работы на свежем воздухе, коллективные спортивные игры, занятия на тренажерах весьма подойдут.

Обсуждаемые темы

  • Ценность человеческой жизни. Ценность человеческого здоровья. Ценность каждого человека (в любом возрасте, любого пола). Ценность любви как высшего человеческого чувства. Ценность семьи как наиболее «природосообразной» и «энергосберегающей» формы человеческого жизнеустройства.

  • Анатомия и физиология половой сферы мальчиков – юношей – мужчин, нарушение репродуктивной функции из-за раннего алкоголя и наркотиков (для мальчиков). Анатомия и физиология половой сферы девочек – девушек – женщин, нарушение репродуктивной функции из-за раннего курения (для девочек). Функционирование половой сферы в норме. Индивидуальные особенности.

  • Биологический и гендерный смысл взаимодействия двух полов. Что такое секс? «Декларация сексуальных прав» (1997 г.). Когда можно начинать заниматься сексом? (После окончания школы – физиологически; по большой взаимной любви – идеально; после 18 лет – юридически; когда будет где и на какие деньги жить – социально; когда готов отвечать за жизнь и здоровье себя, партнера и общих детей – личностно и т.д.). Что такое «хороший секс»? (Когда нет вреда телу, духу и разуму, а есть только здоровье, радость и взаимопонимание.)

  • Зачатие, беременность, внутриутробное развитие ребенка, роды, грудное вскармливание – роль мужчины, роль женщины. Операция аборта и ее последствия для мужчины и женщины (моральный фактор, фактор физической боли беременной и плода, бесплодие и заболевания женской половой сферы).

  • Заболевания, передающиеся половым путем. Способы предохранения от ЗППП и нежелательной беременности. (Анекдот в тему: «Слово «нет» по-прежнему остается самым надежным противозачаточным средством».)

  • И снова о любви, о семье, о запланированной беременности. Подготовка к роли жены и матери. Подготовка к роли мужа и отца.

  • Далее можно переходить к занятиям по гендерному воспитанию подростков, посвященным гендерной (не половой, но социальной мужской или женской) идентификации, обучению навыкам межгендерного взаимодействия и гендерной толерантности.

Авторы выражают безмерное восхищение и искреннюю благодарность лучшему лектору СССР и России по вопросам полового просвещения юных – доктору Ирине Ивановне Аватковой за профессионализм, юмор, добросердечие, а также предоставленные консультации и материалы.

Использованная литература

  1.  Аваткова И.И. Помоги подростку войти во взрослую жизнь. – М., 2002.

  2.  Атлас анатомии человека. Электронный справочник. Издательский дом «Равновесие»; Издательский дом «Рипол Классик»; информационные материалы, 2005.

  3.  Кон И.С. Сексология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2004.

  4. Лысак Л.А. Краткий курс лекций по гинекологии. – Ростов-на-Дону, 2007.

__________________

1 Секс (sexus) – в переводе с латинского языка на русский означает пол. Под половым воспитанием принято понимать просвещение человека в психосексуальной сфере (т.е. в сфере анатомии половых органов, их физиологии и в сфере поведения, продиктованного инстинктом размножения), а также формирование у человека установок на психосексуальное здоровье: свое, партнера и будущих детей. Половое воспитание нельзя напрямую назвать сексуальным воспитанием, поскольку в русском языке это понятие имеет иное значение, а именно: обучение мужчин и женщин скорее способам получения удовольствия от психосексуальной сферы, нежели ее использованию в целях репродукции.

2  Все эти цели не являются чисто биологическими, поэтому в данной статье рассматриваться не будут. Их можно рассмотреть в разделе гендерного воспитания.

3Например, Дюмон В. Откуда я взялся? – М.: Астрель, 2002.

4На основании жизненного опыта и с помощью специальной литературы каждая супружеская чета принимает решение, в какие подробности посвятить ребенка. (прим. ред.)

5Под акселерацией медики понимают увеличение у детей и подростков (относительно своих сверстников в предыдущих поколениях) веса и роста, более раннее половое созревание и ускоренное интеллектуальное развитие.

6Цит. по кн.: Аваткова И.И. Помоги подростку войти во взрослую жизнь. Половое воспитание. – М.: Педагогическое общество России, 2002. С. 7–8.

7«Аудитория чувствует (независимо от контингента и возраста); если вы не раз расторгали брак, то не касайтесь вопросов супружеского лада: если вы по какой-то причине не имеете детей, не ратуйте за многодетность и т.д.» – из кн.: Аваткова И.И. Помоги подростку войти во взрослую жизнь. Половое воспитание. – м.: Педагогическое общество России, 2002. с. 92.

Надежда Маленкова ;
Николай Светличный