Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2010

Нам пишут

Под музыку Вивальди

Здоровье – это главное жизненное благо.

Януш Корчак

Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающийся организм ребенка, на формирование здорового образа жизни, а также наиболее эффективные методы здоровьесбережения. Выделяют несколько основных уровней гармонического здоровья человека: физический, нервно-психический, духовно-нравственный, соматический и социальный.
Ускоренный ритм современной жизни, увеличение объема информации все чаще приводят к психическим и физическим перегрузкам школьников, являются причиной постоянных стрессов. В таких непростых условиях личностная ориентация остается важнейшим принципом обучения, а использование самых эффективных, инновационных педагогических технологий – надежным ориентиром.
В каждодневной педагогической практике важно найти способы нейтрализации негативных эмоций и хронического утомления.
Существует средство, с помощью которого можно уменьшить разрушительное действие стресса, – это музыка.
Музыка может быть определена как «своего рода бессловесная, непостижимая речь, которая ведет нас к краю бесконечного и позволяет нам на мгновение взглянуть на него»*. Она делает человека добрее, радостнее, обогащает духовно, вносит в жизнь прекрасное, светлое начало. Специалисты говорят: «Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе смеется и радуется человек». Установлено, что классическая музыка обладает такой силой воздействия, что помогает преодолеть трудности, обрести душевную стойкость.
Я – учитель ОБЖ и здоровья. В нашей школе есть специальный кабинет здоровья, оснащенный необходимым инвентарем (люстра Чижевского, массажные мячи, индивидуальные массажеры для рук, спины, все для ароматерапии), дидактической литературой, рисунками, аудио- и видеоматериалами. Учитывая, что сегодня вся система образования ориентируется на здоровьесберегающее обучение и воспитание, стараюсь на своих уроках создать комфортную среду для школьников, оберегающую и укрепляющую их здоровье. Особенностью уроков ОБЖ и здоровья является то, что 80% времени составляет практическая часть. Занятия ориентированы на продуктивную деятельность, имеющую поисковый и творческий характер.
Для полноценного развития детей, общего оздоровления и профилактики стрессов использую музыку (аудиокассеты), а чаще сама играю на фортепиано (есть музыкальное образование), так как «живая» музыка благотворно влияет на нервную систему. Под сопровождение фортепиано мы с учащимися 5–8-х классов поем песни, выполняем «бережную разминку», точечный массаж, гимнастику для глаз, а также просто слушаем музыку во время самостоятельной или творческой работы. Результат не заставляет себя долго ждать. В процессе наших интегрированных занятий у учащихся активизируется мышление, формируется устойчивое внимание, учебная деятельность становится более продуктивной, дети с удовольствием выполняют любое задание на «отлично», они спокойны, доброжелательны, толерантны друг к другу, а также с постоянным желанием посещают уроки здоровья.
Положительное влияние музыки на психофизическое самочувствие человека было исторически доказано еще в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, древних врачей Индии и Китая, в исследованиях И.М. Догеля, И.Р. Тарханова, В.М. Бехтерева. В последнее время мы часто слышим как от педиатров, так и от психологов о преимуществе гармонической музыки для учащихся. Такая музыка оберегает от стрессов, агрессии, возвышает человека, украшает жизнь.
Считаю необходимым включать музыку в педагогический процесс: ее положительное влияние на психофизическое самочувствие учащихся доказано и доказывается многими исследователями.

____________________

* Ричард Браун. Мedicina Musica, 1729.

Тамара Акопян ,
учитель ОБЖ и КЗ, МОУ «СОШ № 19 с углубленным изучением предметов», г. Набережные Челны, Республика Татарстан