Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2010

Из первых рук

Между двумя Олимпиадами

В феврале 2010 года вся страна переживала за участие российской сборной в зимних Олимпийских играх. Неудачные выступления большинства наших спортсменов заставили задуматься о том, «кто виноват?» и «что же делать?»

Фото с сайта ural.ru

В чем причина неудач?

В 2014 году должна состояться новая Олимпиада, которая пройдет в Сочи. И, конечно, мы хотим оказаться среди лидеров и ждем от соотечественников как можно больше золотых наград. Но как этого добиться? В чем причина печальных результатов недавних игр? Что надо сделать для того, чтобы избежать подобных ошибок?
Бесспорно, случившееся – следствие ситуации, сложившейся в отечественном спорте, а также отсутствия системной и последовательной спортивной политики на протяжении последних 20 лет.
Результаты Олимпиады отражают положение дел в области спорта государств – ее участников. Среди лидеров оказались Канада, Германия, США, Норвегия и Южная Корея. В этих странах существуют все условия для гармоничного развития человека, возможности для физического и духовного совершенствования.
Спорт, физкультура, формирование ЗОЖ – все это должно входить в стратегию государства, направленную на улучшение качества жизни. Олимпийские соревнования становятся вершиной пирамиды, в основании которой находятся миллионы людей, приверженных к спортивному стилю жизни. А победы не только являются достижениями профессионального спорта, но и отражают уровень здоровья нации, забота о котором начинает проявляться с отношения общества к детям. Провальные результаты российской сборной не просто следствие недостатков в подготовке спортсменов – они показывают, какова реальная ситуация со здоровьем населения, и прежде всего подрастающего поколения.
В нашей стране 27 млн детей, что составляет 19% от общей численности населения. Среди них в возрасте до 6 лет – 9,8 млн, от 7 до 18 лет – 17,2 млн человек. Более чем у половины школьников ослаблено здоровье. Почти у двух третей россиян в возрасте 14 лет уже есть хронические заболевания. Из числа выпускников общеобразовательных учреждений только 10% являются здоровыми.
При такой ситуации не следует ожидать ни каких-либо демографических прорывов, ни долголетия, ни хорошего потомства. Будет только дальнейший рост расходов на строительство новых лечебных учреждений.
Сегодня показатель физической подготовленности школьников достигает лишь 60% от результатов их сверстников 60–70-х годов. Он снизился почти вдвое. Кстати сказать, пропорционально ему уменьшилось и число завоеванных золотых медалей. Например, в 1976 году на XII зимней Олимпиаде в Инсбруке (Австрия) сборная СССР получила 27 медалей, а в нынешнем году у нас оказалось только 15 наград.
Наивно полагать, что при отсутствии здоровых детей и существующем уровне развития массового спорта можно достичь спортивного Олимпа.

Фото с сайта ural.ru

Все начинается с семьи

В стране нет эффективной системы физического воспитания. Лишь единицы прививают своим детям любовь к спорту. Каждое новое поколение отличается от предыдущего более низкими показателями состояния здоровья. Все отчетливее проявляются признаки массового духовного и физического ослабления детей и подростков.
Забота о здоровье, физические упражнения и спорт для подавляющего большинства наших сограждан не являются повседневной привычкой. А какое потомство можно ждать от нездоровых людей? В среднем по России появляются на свет абсолютно здоровыми лишь около 60%. Малоподвижность, алкоголизм, курение и отсутствие нравственности будущих родителей самым отрицательным образом сказываются на детях. Многие растут и воспитываются на примерах таких мам и пап. Взрослея, они повторяют модель социального поведения родителей. И тем самым ухудшают свое уже при рождении ослабленное здоровье.
Взрослым следует понять, что семейное воспитание – один их главных способов созидания физического и духовного здоровья. Наша задача – научить матерей и отцов семейной педагогике, возродить национальные традиции воспитания, обязательным элементом которых всегда были спортивные игры. Именно родители должны прививать детям потребность в физических нагрузках и любовь к физкультуре.
Для того чтобы внедрить ЗОЖ в российские семьи, недостаточно только организации центров на базе лечебно-профилактических заведений. Необходимы выверенная, системная и последовательная политика формирования здорового образа жизни и организация соответствующего самостоятельного ведомства вне рамок Минздравсоцразвития РФ. Нам следует создать и развить новое направление – семейный спорт, конкретные проекты воплощения которого должны проходить на муниципальном уровне. Курс на семейный спорт должен стать одной из главных инноваций в развитии массового спорта страны.

Учеба во вред

Часть наших детей теряют свое здоровье, добросовестно учась в современной школе. Уроки физкультуры не компенсируют нехватку двигательной нагрузки. Низкая физическая активность выявляется у 80% учащихся, что способствует росту заболеваний сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем.
Школьники 18 часов в сутки проводят в состоянии полной или относительной неподвижности, когда они сидят или лежат. Причем в основном ребята пользуются мебелью, способствующей развитию сколиоза. А условия длительного искусственного и неправильного освещения ведут к появлению заболеваний глаз.
Недостаток двигательной активности, высокая интеллектуальная нагрузка, отсутствие эргономичной мебели становятся причинами разного рода нарушений в физическом и умственном развитии.
Почти половина подростков вообще не бывает на свежем воздухе после возвращения из школы. Перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети детей не превышает полутора часов. При этом часть времени уходит на дорогу домой и обед.
Около 3/4 учащихся не устраивают перерывов для отдыха. Они сидят непрерывно за письменным столом от 3 до 5 часов. Объем их двигательной активности составляет лишь 25% от необходимого.
Дефицит движений и неправильное питание в школе и семье приводят к тому, что 30–40% детей имеют избыточный вес. Тем самым они уже с малых лет «запрограммированы» на нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.
В образовательных учреждениях непрерывно увеличивается объем знаний и навыков, необходимых для усвоения. Он уже достиг своего предела. В связи с этим нужно разработать принципиально новые методики обучения и организации учебного процесса. Школа должна не убавлять, а прибавлять здоровье. Ребята должны получать необходимые знания о ЗОЖ, надо создавать возможность для занятий физкультурой и спортом в учебных заведениях и спортивных клубах. Такие идеи стали одними из главных составляющих национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая в начале года была утверждена Президентом страны Д.А. Медведевым. Нам следует поддержать эту инициативу и дополнить ее практическими предложениями.

Фото с сайта www.soccer.ru

Спорт – массам

Кроме повсеместного введения новых нормативов уроков физкультуры и паспортов здоровья, надо сделать акцент на вовлечение младшего поколения в систему детско-юношеского спорта.
Спорт должен стать спутником каждого начиная с малых лет. Многие физические недостатки и недуги детей поддаются лечению спортом. Он может также компенсировать интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в ходе учебного процесса, помочь в нравственном и духовном воспитании. Благодаря ему улучшаются память, реакция, концентрация внимания. Спорт формирует волю, целеустремленность, решительность, инициативность, прививает навыки самостоятельности.
При этом надо понимать, что речь идет не о спорте высоких достижений, а о массовом детском спорте. Их различие в том, что последний является продолжением физической культуры, способствующей гармоничному развитию человека. Это стиль жизни, предполагающий физическую активность с учетом индивидуальных особенностей. А спорт высоких достижений – деятельность профессиональная, направленная не на укрепление здоровья, а на достижение рекордов. И, несмотря на то что мы, безусловно, должны воспитывать и развивать профессиональных спортсменов, основная масса детского населения страны нуждается в занятиях именно массовым спортом.

Статья подготовлена при поддержке патронажной службы «ДАНКО». Если Вашему близкому человеку нужна профессиональная помощь сиделки, то оптимальным решением станет обратиться в патронажную службу «ДАНКО». На сайте, расположенном по адресу www.Danko2008.Ru, вы сможете, не потратив много времени, узнать подробную информацию об услуге "сиделка с проживанием", цены и контакты». В патронажной службе «ДАНКО» каждый клиент, прежде всего, человек нуждающиеся в помощи.

Проблемы и достижения

Развитие детско-юношеского спорта в нашей стране осуществляется на основе федеральной целевой программы. Однако специального раздела, посвященного детскому спорту, в ней нет. По данной проблеме было бы целесообразно разработать самостоятельную программу, подобную уже существующим в ряде субъектов РФ. Например, в Омской и Пензенской областях, в Республиках Татарстан и Башкортостан.
Количество имеющихся спортивных сооружений в настоящее время удовлетворяет потребности страны лишь на 20%. Половина из них сосредоточена в Приволжском и Центральном федеральных округах. Часть объектов занимает малопригодные, ветхие и аварийные помещения. Свыше 80% спортсооружений находятся в муниципальной собственности. Местные власти в большинстве случаев не располагают средствами для их ремонта. У нас нет ни первоклассных тренировочных баз для олимпийцев, ни детских спорткомплексов. Поэтому надо законодательно стимулировать привлечение внебюджетных источников на строительство спортзалов и физкультурно-оздоровительных комплексов по месту жительства, реконструкцию существующей материально-технической базы учреждений дополнительного образования спортивной направленности и оснащение их современным оборудованием.
Сегодня основу детского спорта составляют детско-юношеские спортивные школы, клубы физической подготовки, училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства. Два последних из перечисленных видов учебных заведений являются первой ступенью в профессиональной деятельности. А школы и клубы занимают ведущее место в организации массового спорта подрастающего поколения.
Поскольку уровень развития и финансовые средства регионов сильно различаются, то и возможности для содержания спортивных школ далеко не одинаковы. По федеральным округам эти школы распределены следующим образом: Центральный (22,8%), Приволжский (21,3%), Южный (17,3%), Сибирский (15,8%), Северо-Западный (8,9%), Уральский (8,5%), Дальневосточный (5,4%).
Так как самая плохая ситуация на Урале и Дальнем Востоке, то в приоритетном порядке надо создавать новые спортивные образовательные учреждения именно здесь. Помимо увеличения числа спортивных школ, необходимо создавать бесплатные или материально доступные для любых категорий граждан клубы физической подготовки при всех общеобразовательных учреждениях и по месту жительства, где должны быть условия для семейных занятий спортом.
Важными задачами являются пересмотр системы оплаты труда и изменение статуса работников массового детско-юношеского спорта, которые так нужны для расширения педагогических коллективов существующих и будущих школ и клубов. Кроме того, на местах должна появиться возможность для повышения квалификации действующих тренеров и улучшения их научно-методического обеспечения.
Еще одна проблема – отсутствие детской спортивной медицины. Спортивные образовательные учреждения следует обеспечить не только преподавателями, но и врачами. Состояние здоровья занимающихся должно находиться под непрерывным контролем высококвалифицированных специалистов.
Сельские дети по сравнению с городскими живут в худших социальных условиях и имеют гораздо меньше возможностей для занятий спортом. Надо приложить усилия для исправления такого неравенства и строить больше спортивных сооружений в загородной местности. Прекрасным примером в этом плане стали Липецкая область и Мордовия, где для сельских детей возводятся ледовые и плавательные спорткомплексы.
Мордовию можно вообще считать образцом для других регионов. За восемь лет в республике построили 80 спортивных объектов – и число людей, регулярно занимающихся спортом, увеличилось в три раза, что составило почти 30%. В большинстве школ уже с 2005 года введены три урока физкультуры. Системная поддержка детского спорта, отбор и подготовка юных спортсменов на местах стали основой побед жителей Мордовии в большом спорте. Кроме того, благодаря организации спортивного досуга показатель преступности несовершеннолетних здесь втрое ниже, чем в среднем по стране.
В России есть только один международный проект, связанный с детско-юношеским спортом. Это игры «Дети Азии». Их проведение дало мощный импульс для развития детского спорта в Якутии. За годы с момента их учреждения в республике были построены новые стадионы, десятки спортзалов и сотни спортивных площадок. Тысячи ребят вовлечены в регулярные занятия спортом. Этот опыт можно активно использовать при разработке новых подобных проектов для развития детско-юношеского спорта.

Универсальное средство оздоровления

Наша главная цель – задействовать в систематических тренировках абсолютное большинство детей и подростков. Для этого необходима новая система массового детско-юношеского спорта, гарантирующая общедоступные занятия и формирующая устойчивый интерес к физической культуре и ЗОЖ. Ее составной частью должна быть информационно-просветительская деятельность. Министерству образования и науки и Министерству спорта, туризма и молодежной политики надо обеспечить выпуск видеофильмов учебно-методического и теоретико-образовательного содержания для развития семейного и детско-юношеского спорта. Подобная практика существует во многих зарубежных странах.
Спорт должен стать универсальным средством оздоровления детей. Им следует не бояться тренировок и упражнений, а любить их и стремиться к ним. Для этого требуется сформировать новую философию и педагогику детского спорта, модернизировать его материально-техническую базу и подготовить новое поколение тренеров и преподавателей физкультуры. Нужно решить три взаимосвязанные задачи: организовать инновационную систему семейного спорта, внедрить в учебные заведения здоровьесберегающие технологии и возродить на качественно новой основе школьный спорт, создать детям все условия для занятий по месту жительства. Только тогда мы сможем вырастить здоровое поколение, которое будет успешным в любых своих начинаниях и сумеет завоевать спортивный Олимп.

Михаил Николаев ,
заместитель Председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации